Описание картины Сальвадора Дали «Сон»
Сальвадор Дали, 1937 год, картина «Сон». Фото: opisanie-kartin.com
Название | Сон |
Страна, художник | Испания, Сальвадор Дали |
Год | 1937 |
Жанр | Сюрреалистический пейзаж |
Находится | Частная коллекция |
Материалы | холст, масло |
Сюрреализм – направление в живописи, целью которого было изображение сновидческой реальности, отражение глубинных инстинктов бессознательного. Одним из ключевых инструментов для вычленения сюрреальных образов был сон – художники пытались запоминать свои сновидения и переносить их на холст. Они даже разрабатывали специальные техники, позволяющие построить мост между реальностью и дремой.
Самым знаменитым художником этого направления был признан Сальвадор Дали. Он умел эпатировать публику своими произведениями, сочетая немыслимые образы и глубокий символичный смысл.
Данная картина считается манифестом сюрреализма. Художник изобразил огромную уродливую голову, зависшую в пространстве при помощи тонких деревянных подпорок. Черты лица уродливо гипертрофированы – нависающая складка лба, огромный крючковатый нос, изъязвленные губы, вытянутый подбородок. Там, где должна быть шея, свисает бесформенная тряпка. Это уродство подчеркивает кошмарную природу сна, его внешний полиморфизм.
Фон у произведения совершенно нейтральный – ярко-голубое небо с помощью мягкой, почти бесцветной растушевки переходит в темную землю. Вдалеке на горизонте виден город, похожий на груду камней, лодка, стоящая на песке, и бредущий странник – живописец наполняет полотно теми необъяснимыми образами, которые появляются в сновидении.
Подпорки, на которых держится огромный череп, символизируют хрупкость границы между дремой и реальностью. Стоит лишь одному из деревянных оснований сломаться (например, когда голова касается подушки или рука тонет в складках одеяла), человек мгновенно засыпает. Столь же внезапен и беспощаден обратный процесс пробуждения, когда реальность буквально обрушивается на голову.
Одновременно с этим, костыли – единственное, что связывает парящую голову с земной твердью. Возможно, это те связи, которые не позволяют спящему насовсем оторваться от реального и уйти глубоко в подсознание: воспоминания, ассоциации, отношения. Дали считал, что если отбросить эти духовные костыли, можно воспарить над сознанием – или упасть в бесконечную пропасть бессознательного.