Описание картины Сальвадора Дали «Искушение святого Антония»
Искушение святого Антония, Сальвадор Дали, 1946 год, Бельгийский Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Фото: muzei-mira.com
Название | Искулшение святого Антония |
Страна, художник | Испания, Сальвадор Дали |
Год | 1946 |
Жанр | сюрреализм |
Где хранится | Бельгийский Королевский музей изящных искусств, Брюссель |
Материалы | холст, масло |
Один американский продюсер объявил конкурс на создание образа праведника к художественному фильму «Милый друг» по Мопассану. Живописец Дали участвовал в конкурсе, однако лауреатом стал другой мастер Макс Эрнст. Для этого конкурса Дали написал «Искушение святого Антония».
Святой Антоний – отшельник, подвизавшийся в пустыне конца третьего, начала четвертого веков. Диавол постоянно пытался искусить праведника, какие только уловки и видения он не насылал на Антония. Даже как то сам появился перед ним в образе соблазнительной обнаженной женщины. Именно в этом образе Сальвадор Дали и воспроизвел нечистого в своей картине. Однако, усердно молясь Господу, устоял от всех соблазнов святой Антоний.
Во времена Ренессанса сюжет святого, искушаемого дьяволом, был очень популярен в искусстве. Затем эта история подзабылась и лишь в середине двадцатого столетия возродилась вновь. Одним из ярчайших полотен стало сюрреалистичное особое видение мастера кисти Сальвадора Дали.
По пустыне, в сторону Антония движется необычная колонная из слонов на невероятно длинных и тонких ногах. Каждый из слонов везет на спине какой либо грех или искушение. В частности, на первом слоне зритель видит ту самую обнаженную женщину с пышными формами в соблазнительной позе.
Стоит женщина в золотой церковной чаше желаний. Ода сжимает руками свою грудь, что символизирует страсть и похоть. На спине второго животного располагается пирамидальной формы обелиск. Дальше идет слон, на спине которого выстроен фантомный храм с видом обнаженного женского тела в открытом окне. Это дьявольское искажение церковной духовности и чистоты.
Вдалеке, на таком же слоне с тонкими паучьими ножками расположена высокая каменная башня с узеньким окошком у самой верхушки, а в облаках проглядывается монастырь и резиденция испанских правителей – Эскориал, как недосягаемый мираж.
Все стоны изображены на очень длинных и тонких ножках, одно неосторожное движение и они упадут, разрушая призрачную иллюзию блаженства и наслаждения. Впереди колонны из слонов – вздыбленная лошадь, как символ чувственности, желания и разнузданности.
Под ногами у каравана из слонов люди, вероятно искушенные и потерявшие себя в греховности, там же человек в рясе и с крестом в вытянутых руках, как последний шанс на спасение. Изображены они очень маленькими, почти песчинками с море искушений.
На переднем плане, в левом нижнем углу картины находится святой Антоний. Его Дали изобразил обнаженным, стоящем на одном колене и протягивающим в сторону каравана – миража крест в руке. Левой рукой он опирается о камень – единственный устойчивый предмет в этой пустыни, где только песок, только небо, затягивающееся черными страшными тучами.