Описание картины Исаака Левитана “Березы. Опушка леса”
Картина Исаака Левитана “Березы. Опушка леса”, Фото: postergrad.ru
Название | Березы. Опушка леса |
Страна, художник | Россия, Исаак Левитан |
Год | 1880 |
Жанр | Пейзаж |
Находится | Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, Ставрополь |
Материалы | Холст, масло |
Этюд «Березы. Опушка леса» — единственное произведение известного русского художника-пейзажиста Исаака Левитана, которое сохранилось в коллекции музея изобразительных искусств г. Ставрополя.
Художник родился в 1860 году в небогатой, но образованной еврейской семье. Чтобы улучшить материальное положение и прокормить свое семейство, отец Левитана был вынужден перевезти его в Москву.
В столице Исаак Левитан поступает на учебу в Московскую художественную академию. После внезапной кончины родителей 16 летний Левитан остается один с братом и сестрами в состоянии крайней нужды. В это время Исаак заканчивает обучение в группе Алексея Саврасова.
Другими его учителями являются такие мастера, как Василий Перов и Василий Поленов. Его первые пейзажи, выставленные на ученической выставке приносят ему первый небольшой, но крайне необходимый его семье заработок.
Ранние зарисовки и картины Левитана пронизаны печалью и страхом перед окружающей действительностью. Пейзажи художника излучают тревогу, меланхолию и скорбь по потерянным родителям. Поэтому первые эскизы и наброски художника были названы многими современниками художника “пейзажами настроения”.
В этюде “Березы. Опушка леса” художник в своей неповторимой манере изобразил кусочек русского леса, состоящего из одних берез. На картине даже не лесной пейзаж целиком, а всего лишь белоснежные стволы берез, которые плотным строем заполняют весь передний план картины.
Сюжет прост и непритязателен — лесная опушка, покрытая зеленым полотном травы, строй белых русских красавиц, между которыми вьется узенькая тропинка, убегающая в чащу. Тропинка петляет между стволов деревьев и теряется в лесной дали.
Художник сумел разделить палитру зеленого цвета от малахитового до горчичного, сохранив гармоничность и целостность сюжета. Картина словно излучает спокойствие и грусть зеленого березового леса, находящегося в ожидании первых сумерек.
После смерти художника в 1900 году в его рабочей мастерской осталось более 40 незаконченных картин и почти 300 этюдов.