Описание картины Эдварда Мунка «Крик»
Эдвард Мунк, 1893 год, картина «Крик», Фото: muzei-mira.com
Название | Крик |
Страна, художник | Норвегия, Эдвард Мунк |
Год | 1893 |
Жанр | Историческая живопись |
Находится | Национальная галерея, Осло |
Материалы | Холст, масло, темпера |
Эдвард Мунк – всемирно известный художник-экспрессионист. Славу ему принесла картина «Крик» – одно из самых узнаваемых произведений в истории живописи. Картину (и ее авторские копии) неоднократно пытались украсть, но она всегда возвращалась в музеи. Кроме этого, полотно заслужило дурную, почти мистическую славу: со всеми, кто с ним контактировал, случались разные несчастья. Считается, что некоторых она даже довела до самоубийства.
Художник утверждает, что гулял с друзьями вдоль Осло-фьорда, когда внезапно небо окрасилось кровью и он услышал крик природы. А затем его охватил ужас и беспредельная тоска.
Само полотно на редкость лаконично. Большую его часть занимает кроваво-красное небо и темно-синие воды Фьорда. Но это не обычный закат над морем. Пространство сломалось и искривилось, небо с водой закрутились в безумном вихре, подчиняя себе все сущее. Единственная прямая линия здесь – мост, на котором стоят человеческие фигуры. Две из них ушли вперед, они не видят безумного танца природы, не слышат крик. Зато главный герой находится в самом его водовороте. Он почти утратил человеческий облик. Его лицо напоминает нечто между мумией и эмбрионом. Рот раскрыт – возможно, он сам издает тот крик, который его так пугает. При этом, существо панически зажимает уши руками, пытаясь спрятаться от себя самого.
Мунку при помощи минимальных средств – двух красок и нескольких линий – удалось достичь небывалой эмоциональной выразительности. В этой картине собрана квинтэссениция боли, тоски, шизофренического ужаса. Некоторые искусствоведы считают, что дело в психическом расстройстве художника – он с детства мучился кошмарами и галлюцинациями, страдал от депрессии и маниакального психоза. Картина стала выражением боли всей его жизни – не случайно он пытался повторить ее четыре раза, в разные периоды своего творчества.
Другие исследователи полагают, что произведение стало предвестником катастроф XX века: мировых войн, голода и холокоста, атомных и экологических катастроф.