Описание картины Джотто “Сон Иоакима”
Сон иокама. Источник: yandex.ru
Название | Сон Иоакима |
Страна,художник | Италия, Джотто ди Бондоне |
Год | 1308 |
Жанр | фреска, ренессанс, религиозная сцена |
Находится | Капелла Скровеньи, Падуя |
Материалы | штукатурка, краски |
Фреску “Сон Иоакима” написал итальянский художник Джотто ди Бондоне в 1308 году.
Первые объемы в живописи
Автор – художник и архитектор, который по праву считается одной из самых значительных фигур в становлении западного искусства. Он первым смог отойти от византийской традиции и стал основоположником итальянской школы живописи.
Фреска “Сон Иоакима. Сцена из жизни Иоакима и Анны” принадлежит числу произведений в росписи Капеллы Скровеньи в Падуе, построенной около 1303 года.
Сюжет картины в том, что небесный посланник навещает живущего в изгнании среди пастухов Иоакима. Он во сне сообщает, что жена его, Анна, скоро родит долгожданного ребенка. Два пастуха становятся свидетелями сновидения Иоакима.
Но такого эпизода нет ни в Ветхом завете, ни в Евангелиях, он входит только в “Протоевангелие Иоанна”, которое признают далеко не все христиане. Почему тогда художник решился использовать его в росписи капеллы?
Ответ кроется в заказчике, Энрико Скровеньи. Его отец был ростовщиком, а это считается смертным грехом, наказание за который должны нести все потомки. Чтобы искупить грех отца, Энрико строит Капеллу. А художник, правильно поняв намерения заказчика, расписывает стены церкви картинами, последовательно изображающими родословные не только Христа, но и его матери – Марии, родителями которой и являются Иоаким и Анна. “Сон Иоакима” – пятый эпизод родословия Марии.
Произведение написано спокойными, глубокими тонами. Синие небо, золотисто-коричневые горы и красный плащ Иоакима – все это создает ощущения спокойного достоинства. Джотто первым стал изображать картины не плоско, а объемно. Фреска написана с учетом перспективы. Также художник реалистично изображает одежду, драпировку и складки ткани, за которыми виден силуэт человеческого тела.
С одной стороны подкупающая незамысловатость, а с другой – точность и детальность росписи создают потрясающий визуальный эффект. Зрителю действительно видно, что ангел летит, стремится поскорее принести Иоакиму радостную новость, что уставшие в горах пастухи удивлены невольно подсмотренным чужим откровением, а сам Иоаким даже во сне опечален своей бедой.
Роспись Капеллы Скровеньи, в том числе и “Сон Иоакима”, относятся к числу “революционных” произведений искусства: объемное изображение, реалистичность в деталях – все это Джотто ди Бондоне использовал первым, а затем превратил в традицию. Даже спустя несколько сотен лет эти росписи поражают воображение и вдохновляют многих деятелей искусства.