Описание картины Анри Матисса «Танец»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Зарубежные художники

Описание картины Анри Матисса «Танец»

 

Описание картины Анри Матисса «Танец»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Анри Матисс, 1910 год, картина «Танец», Фото: muzei-mira.com

Название Танец
Страна, художник Франция, Анри Матисс
Год 1910
Жанр Жанровая сцена
Находится Эрмитаж, Санкт-Петербург
Материалы холст, масло

Французский художник Анри Матисс был ярким представителем художественного движения «фовизм» – в буквальном переводе этот термин означает «дикий», «дикость». Картины мастеров этой группы отличались высокой экспрессивностью при минимальных художественных средствах. Фовисты стремились к упрощению форм и чистоте цвета. Они считали, что благодаря этому внимание зрителей не рассеивается на детали, а сосредотачивается на главном.

Эталонной работой фовизма считается «Танец». Произведение было создано по заказу русского коллекционера Сергея Щукина вместе с полотном «Музыка». Заключительная часть цикла под названием «Купание» так и не была написана.

Сюжет крайне прост: пятеро людей, соединившись в хоровод, танцуют на вершине холма. Они держатся за руки, их обнаженные пластичные тела изогнуты в невероятных позах. Лица скрыты от зрителей, только у одной танцующей фигуры можно разглядеть выражение полного ухода в себя и внутреннего самосозерцания. Танцующие абстрагировались от реальности, чтобы полностью погрузиться в ритуальное действо, ощутить танцевальный экстаз.

В первой версии картины фигуры были женскими, но в окончательном варианте превратились в бесполых существ. Художнику удалось стереть все намеки на гендерную принадлежность, и тем самым ещё больше обезличить сюжет.

В картине использованы всего три цвета: зелень сочной травы, бездонная синева неба и красноватый оттенок человеческой кожи. Контрастные цвета добавляют энергичности и выразительности, а отсутствие перспективы и упрощенные линии помогают сосредоточиться на содержании.

Художник обращался к таким приемам, чтобы лишить зрителей возможности обращать внимание на второстепенное – анализировать детали и характеры. Матисс стремился передать саму суть танца – квинтэссенцию дикой необузданной энергии, первобытное начало человеческой природы.

Считается, что вдохновением для живописца послужила Айседора Дункан, с ее отказом от академических правил и отрицанием сложившихся балетных канонов. Знаменитая танцовщица сделала в свое время прорыв, когда вышла на сцену босая и привнесла в процесс страсть и эмоциональность.

Произведение Матисса было сначала не понято и не принято публикой. Зрители были шокированы необузданностью, диким животным началом. Но позднее работу признали шедевром, и из собрания Щукина она перешла в Эрмитаж.

Оцените статью
Добавить комментарий