Описание картины «Христос и грешница» Василия Поленова
Василий Поленов, 1888 год, картина “Христос и грешница”. Фото: wikipedia.org
Название | Христос и грешница |
Страна, художник | Россия, Василий Поленов |
Год | 1888 |
Жанр | религиозная сцена |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | Холст, масло |
Картину “Христос и грешница” написал русский художник Василий Поленов в 1888 году.
Пятнадцатилетний труд
Автор задумал произведение на сюжет из Евангелия, после знакомства с “Явлением Христа народу” – шедевром Иванова.
Работа над созданием полотна, которое также имеет авторское название “Кто без греха?” была долгой и трудной. Путь от замысла до воплощения занял долгие 15 лет.
Автор вынашивал идею: он хотел выразить принцип христианского всепрощения и любви к ближнему.
Для претворения работы в жизнь, Поленов предпринял длительное путешествие на Ближний Восток: в Египет, Сирию и Палестину. Вернувшись, он сделал множество эскизов и набросков, однако понял, что собранного материала недостаточно. Ему никак не удавались лица и фигуры персонажей.
Художнику пришлось совершить вояж в Италию, куда он отправился в сопровождении супруги, чтобы найти типажи, подходящие для его сюжета.
Благодаря такой масштабной подготовке, автору удалось реалистично изобразить евангельскую притчу.
Сюжет картины общеизвестен: когда Иисус Христос беседовал со своими последователями, горожане притащили женщину, обвиняемую в блуде, и хотели побить ее камнями. Христос же произнес: “Кто из вас сам без греха, пусть первый бросит в нее камень”. В смущении все разошлись. Тогда Христос сказал женщине: “Я не осуждаю тебя, впредь иди и не греши”. Этим он показал, что человеку не стоит судить ближнего своего, нужно полагаться на любовь Бога и прощать слабости близких.
Действие картины происходит у стен Иерусалимского храма. Превосходно передана атмосфера восточного города: с лазурного неба льется яркий солнечный свет, вдоль стен храма возвышаются кипарисы, фигуры на картине облачены в живописные костюмы.
В центре — фигура фарисея, указывающего обвиняющим жестом на грешницу. Его поддерживает толпа мужчин; на их лицах написаны гнев и злость. Они приволокли несчастную, и теперь требуют жестокой казни.
Иисус Христос сидит слева, в окружении своих учеников. Он явно что-то писал или объяснял им, а теперь отвлекся. Его лицо преисполнено доброты и сочувствия.
Противостояние обвинителя и Иисуса ярко подчеркнуто колоритом картины: обе фигуры освещены лучами солнца и расположены на фоне светлых стен храма. Второстепенные фигуры в левом углу (ученики Христа) и в правом (толпа обвиняющих горожан) написаны в темных тонах. Это лишь подчеркивает конфликт.
Художнику прекрасно удалось воплотить человеческую сторону Иисуса Христа и показать его необъятную любовь к людям.
Это монументальное полотно хранится в Государственном Русском музее.