Описание картины Павла Федотова «Анкор, еще анкор!»
Павел Федотов, 1851—1852 годы, картина «Анкор, еще анкор!», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Анкор, еще анкор! |
Страна, художник | Россия, Павел Федотов |
Год | 1851—1852 |
Жанр | Жанровая сцена |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Последним произведением художника Павла Федотова стала картина «Анкор, еще анкор!». Работа осталась незаконченной, поскольку в 1852 году живописец скончался от быстро прогрессирующего психического расстройства. В произведении нет привычной для Федотова тщательной проработки деталей, зато видны первые признаки депрессии и морального истощения. Но, несмотря на то что оно больше похоже на набросок, «Анкор» полон печальной экспрессии и невыразимой тоски.
Картина не относится к числу тех, которые легко читаются с первого взгляда. Чтобы проникнуть в ее суть, нужно долго вглядываться в обобщенно прописанные детали, пытаться выделить контуры фигур из полумрака.
Действие происходит где-то на задворках Российской Империи. За подслеповатым окном лежит снег, видны покосившиеся избы со светящимися окнами.
Внутри тесного домика находятся двое военных – видно, что они уже не первый месяц прозябают в этой глуши и доведены до отчаяния этой беспросветностью жизни.
Офицер, лежащий на софе, дрессирует пуделя, заставляя его прыгать через чубук трубки. В этом повторяющемся действии и в самой позе офицера чувствуется отчаянная монотонность, безысходность. Словно герой изо всех старается создать иллюзию жизни, движения. Хоть и считает себя похороненным в этой тесной жалкой клетке. Напротив него находится фигура денщика, привалившегося к стене. Заметить его очень сложно, поскольку он почти сливается с фоном. Сразу складывается впечатление, что и характер у этого человека робкий, покорный.
Своим отчаяньем и бессилием что-либо изменить оба героя вызывают жалость и презрение. Это чувство усиливается благодаря окружающей обстановке: тусклый вечер за окном, тлеющая свеча, гитара, которая является одновременно единственным развлечением, едва ли не главным собеседником и товарищем. Картина создает ощущение пустоты, беспросветности, ноющей тревоги, оставляющей в душе неприятный скребущий след.