Описание картины Василия Перова «Тройка»
Василий Перов, 1866 год, картина «Тройка», Фото: muzei-mira.com
Название | «Тройка» или «Ученики мастеровые везут воду» |
Страна, художник | Россия, Василий Перов |
Год | 1866 |
Жанр | Историческая живопись |
Находится | Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
По убеждению Василия Перова, живопись должна рассказывать о тяготах крестьянской жизни. Социальная составляющая в его работах – одна из наиболее важных. Картина «Тройка» не стала исключением, напротив, она считается самой трогательной и эмоциональной.
В основу сюжета положена тема эксплуатации детского труда. На картине изображен поздний зимний вечер. Вокруг бушует метель, ветер такой сильный, что даже взрослому человеку трудно удержаться на ногах, а холод пронизывает до костей. Трое детей – девочка и два мальчика – впряглись в сани и тянут на себе огромную бочку с водой. Очевидно, что детей прислали как батраков из глухой деревни, и хозяин совсем их не щадит. Одеты они не по погоде – на них прохудившиеся пальто с чужого плеча, подпоясанные веревками, а на ногах изношенные ботинки. Пальто девочки распахнулось, и зритель видит легкое ситцевое платье, которое совсем не греет.
Рядом с ребятами бежит собачка – кажется, это единственное существо, которое им предано и разделяет все тяготы жизни.
На лицах героев видны следы побоев и читается целая гамма чувств – отчаяние, безысходность, бесконечное страдание. А еще – необыкновенная одухотворенность, будто они уже покинули землю и попали в лучший мир.
Вода выплескивается из бочки и моментально замерзает, покрывая все вокруг сосульками – настолько лютый на улице мороз. Сзади бочку толкает мужчина. Его лица не видно, одежда такая же бедная, но значительно теплее – пальто на меху и высокие сапоги.
На заднем плане бредет вдаль еще один мужчина – его фигура почти растворилась в снежной буре. Он сам очень замерз, поэтому ему нет дела до детей и их страданий. Именно этот человек олицетворяет людскую черствость и равнодушие – отгородившись собственными проблемами, он не желает замечать детскую эксплуатацию. И только от зрителя зависит: отвернется ли он подобно этому путнику или проникнется сочувствием, попытается помочь и защитить.