Описание триптиха “Святые отшельники” Иеронима Босха
И,Босх, “Святые отшельники”, 1493 год, Фото: media.izi.travel
Название | Святые отшельники |
Страна, художник | Нидерланды, Иероним Босх |
Год | 1493 |
Жанр | северное возрождение, христианское искусство, религиозная сцена |
Находится | Дворец Дожей, Палаццо Веккьо |
Материалы | дерево, масло |
Триптих “Святые отшельники” написал нидерландский художник Иероним Босх в 1493 году.
Масштабный и прекрасный – типичный Босх
Настоящее имя автора, потомственного художника – Ерун Антонисон ван Акен. Он был одним из лучших мастеров периода Северного Возрождения.
Основной темой его картин была жизнь и деяния святых, больше всего для них использовались библейские сюжеты.
Все художники средневековья изображали чудеса или мучительную смерть, Босх же отображал духовность, вкладывал в картину глубокий философский смысл. Одной из таких и является картина “Святые отшельники”, состоящая из трех частей (триптих), объединенных общей идеей.
Каждый из трех сюжетов достаточно сложен и имеет множество деталей. В сюжете можно найти и смирение, и соблазн, и святость/греховность мыслей.
Босх написал эту картину после прочтения “Книги высшей правды”. Это произведение повлияло на его мировоззрение и вдохновило на создание шедевральных “Отшельников”.
На картине изображены отшельники, предающиеся мыслям на природе. В центре – святой Иероним, смотрящий на распятие Христа, ищущий в нем спасения. В созерцании он находит некое прибежище от сил зла. Рядом два чудовища, сцепившиеся друг с другом в смертной схватке.
На левой стороне изображен святой Антоний. На фоне ночного пейзажа его соблазняет обнаженная царица демонов. Она находится в пруду, вокруг нее черти в виде рыбы, павлина и карликов-уродов.
На правой стороне изображен святой Эгидий. Он устроился в своей часовне и молится перед алтарем. В груди его торчит традиционный атрибут – стрела. Святой Эгидий спас свою любимую олениху от стрел охотников, заслонив ее своей грудью.
Палитра триптиха темная. Автор в основном делал акцент на бурые, коричневые, серые, черные тона.
Общий размер работы – 86,5 Х 60 см. Произведение сильно повреждено, его части хранятся во Дворце Дожей и Палаццо Веккьо.