Описание триптиха Симоне Мартини и Липпо Мемми «Благовещение»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание триптиха Симоне Мартини и Липпо Мемми “Благовещение”

 

Описание триптиха Симоне Мартини и Липпо Мемми "Благовещение": фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
С.Мартини и Л.Мемми, “Благовещение”, 1333 год, Фото: muzei-mira.com

Название Благовещение
Страна, художник Италия, Симоне Мартини и Липпо Мемми
Год 1333
Жанр триптих, иконопись, религиозная сцена
Находится Галерея Уффици, Флоренция
Материалы дерево, темпера, золото

Триптих “Благовещение” был создан итальянскими мастерами Симоне Мартини и Липпо Мемми в 1333 году

Из обыденного – в божественное

Это произведение – шедевр Проторенессанса. Точную датировку смогли определить только в середине XIX века, в процессе реставрации рамы, на которой обнаружилась частично утраченная ранее надпись, оставленная авторами.

Нет и достоверных данных о том, кисти какого мастера принадлежат отдельные части “Благовещения”. Вероятнее всего, Мартини – выдающийся портретист своего времени – работал над общей композицией и ликами святых. Мемми славился удивительно реалистичной передачей фактур. Вероятно, он трудился над изображением одеяний и декоративными деталями.

«Благовещение» – одна из четырех частей декора алтаря бокового придела Сиенского собора в честь св. Ансания. Это и определило детали ее композиции: на левой части триптиха изображен именно св. Ансаний. В центральной части – евангельская сцена, в которой архангел Гавриил приносит благую весть Деве Марии. А вот относительно фигуры в правой части композиции искусствоведы расходятся во мнениях: одни утверждают, что изображена св. Маргарита, другие настаивают, что это св. Максима.

В изящно оформленной золотым декором верхней части композиции расположены круглые медальоны – тондо – с живописными изображениями пророков Иеремии, Иезекиля, Исайи и Даниила. Для выполнения работы использованы яичная темпера, лазурит и золото. Изобилие этих драгоценных материалов подчеркивает значимость и величие ”Благовещения”.

Все пространство триптиха залито неземным золотым светом. Фигуры святых в боковых его частях создают опору композиции, поскольку изображены плотными, насыщенными красками. Их лица безучастны, они лишь свидетельствуют о событиях, изображенных в центре триптиха. Середина по контрасту с боковинами выглядит воздушной, бесплотной. Справа на троне – изящная фигура Марии, слева – коленопреклоненный архангел Гавриил.

Мария с недоверием и сомнением смотрит на божественного вестника. Гавриил будто застал деву в момент чтения – в одной руке она держит приоткрытую книгу, а другой придерживает края синего плаща на красном подбое. Выбранная цветовая гамма для изображения одеяния Марии неслучайна. Традиционно в религиозных сюжетах в синие одежды облачены земные люди, а в красные одеяния – святые. В этой сцене художник как бы намекает на момент перехода из мирского в горнее, от обыденного к божественному.

Из уст Гавриила к лицу Марии направлены слова благовестия на латыни, выполненные из рельефных золотых буквы.

“Благовещение” наполнено и другими символами. Между Марией и Гавриилом на дальней плане стоит ваза с белыми лилиями, знаменующими чистоту и непорочность. В руке архангела – оливковая ветвь, означающая мир. В верхней части центра триптиха – голубь, символ святого духа. Мраморный пол под ногами святых и богато украшенный трон – символ высокого происхождения Марии.

Все детали мастерски изображенных ликов и одеяний можно рассмотреть при посещении музея Уффици во Флоренции, где сейчас хранится триптих.

Оцените статью
Добавить комментарий