Описание картины Герарда Терборха «Бокал лимонада»
Герард Тербарх, 1664 год, картина “Бокал лимонада”. Фото: upload.wikimedia.org
Название | Бокал лимонада |
Страна, художник | Голландия, Герард Тербарх |
Год | 1664 |
Жанр | Жанровая живопись, реализм |
Находится | Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Материалы | Холст (переведена с дерева), масло |
Картина голландского художника – первопроходца Герарда Тербарха в стиле жанровой живописи Западной Европы XVII века «Бокал лимонада» написана в 1664 году. Представляет собой переведенный с деревянной панели холст, написанный маслом, на сюжет из кулуарных, бытовых сцен: юноша готовит для девушки лимонад, женщина в возрасте наблюдает за ними.
Мастерство детализации взглядов и чувств
Никогда не изменявший мастерству голландского живописца, Тербарх первым приоткрыл занавес в мир состоятельных буржуа: работы позднего периода творчества наиболее полно раскрыли его талант к обрисовке деталей. На картине «Бокал лимонада», с виду простой, незамысловатый, раскрывается поистине тонкий, романтичный, где-то даже эротический сюжет: моложавый юноша, одетый по моде мещанского сословия, готовит лимонад для богато одетой девушки. Придерживая бокал, их руки соприкасаются. Взгляды переплетены. Третьей фигурой на картине выступает пожилая женщина, одетая просто и по-вдовьи. Ее рука и взгляд обращены к девушке, жест напутственно – покровительствующий, ободряющий. На подносе рядом лежит лимон. Сзади, в полутьме – разобранное ложе с балдахином.
Внимание сразу же концентрируется на фигурах людей, упуская детали: они становятся видны только после рассмотрения основных персонажей. И только тогда раскрывается истинный замысел художника – обратить внимание на не столько обыденный процесс приготовления напитка, а на интимность, сокровенность взглядов и касаний. На картине впервые за историю изобразительного искусства Западной Европы расплетаются тонкими нитями психологические, чувственный связи двух героев. Об это свидетельствует и популярный в ту пору лимонад как средство лечения «любовной тоски», и смятые простыни, и тесное сплетение взглядов, и мимолетное, но настойчивое, мягкое касание руки юноши.
Мастер жанрового живописного сюжета, Тербарх показывает себя и как мастер цвета, что, без сомнения, ставит его на один уровень с гениальными Габриэлем Мерсю, Питером де Хохом и Яном Венмеером. Картина представлена в Государственном Эрмитаже.