Описание картины Жан-Батиста Симеона Шардена “Молитва перед обедом”
Ж-Б-С.Шарден, картина “Молитва перед обедом”, 1740 год, фото: ru.m.wikipedia.org
Название | Молитва перед обедом |
Страна, художник | Франция, Жан-Батист-Симеон Шарден |
Год | 1740 |
Жанр | жанровая сцена, рококо |
Находится | Лувр, Париж |
Материалы | холст, масло |
Картину “Молитва перед обедом” написал французский художник Жан-Батист-Симеон Шарден в 1740 году.
Гармонично приостановленный момент
Очень сбалансированная композиция. Картина представляет собой знакомую сцену из повседневной жизни, полную естественности и правды.
Мать, стоящая в профиль перед столом, подает детям обед, она полностью поглощена вниманием дочери. Девочка сидит прямо на кресле и произносит благословение со сложенными руками, ее взгляд обращен к матери. Старшая сестра, сидящая за столом, наблюдает за маленькой девочкой.
Обстановка в замкнутом пространстве, внимание сосредоточено на сцене.
Объекты, бубен, кухонная утварь, кресла, стол – молчаливые свидетели, которые в собранной тишине образуют с героями интимную вселенную с фиксированными жестами.
Композиция сосредоточена на столе, вокруг которого собраны персонажи. Фон монохромный и полосатый. Свет, как прямой, так и рассеянный, выделяет разные плоскости картины в мягких и тонких тонах. Свет излучается от скатерти к персонажам. Игры теней выделяют сцену: тень руки, тень вилки, тень стены.
Персонажи и объекты расположены в пространстве, как натюрморты на табулатурах. Взгляды и жесты встречаются по особенному.
Наблюдается хроматическая игра между белым платьем маленькой девочки, скатертью и рукой молодой матери, коричневым платьем и светлыми тонами кожи, усиленными голубыми акцентами фартука.
Художник размещает цвета один за другим, не смешивая их, а затем снова перебирает, чтобы создать аккорды с тонкими слоями коричневых или зеленых тонов, для окончательной гармонии картины.
Этот диапазон сплошных цветов богат нюансами, каждый цвет служит зеркалом для другого, тем самым уменьшая контрасты.
Искусство Шардена относится к христианской традиции, молитве перед едой.
Мастер поднимает тему и интерпретирует ее с большой нежностью и сдержанностью. Шарден предпочитает роскоши резиденций в Антверпене сдержанную элегантность простого декора французского буржуазного интерьера.
Работа Шардена свидетельствует о чисто натуралистической тенденции, которая сосуществует с легкомыслием Баучера в период рококо.
В отличие от своих современников Ватто и Баучера, которые рисуют аристократических персонажей в пасторальных или нишевых сценах, Шарден пишет натюрморты из предметов быта, бытовых интерьеров и повседневных привычек. Фигуры нарисованных им детей напоминают неподвижные фигуры Вермеера.
Шарден – художник, привязанный к реальности, и в то же время он стремится понять тайну вещей. Он рисует интимную вселенную, где отсутствие движения способствует собранности.
Художник не критически соблюдает обычаи своего времени. Сцена никогда не бывает галантной, ни анекдота, ни драматического чувства; глаза встречаются в обмене без напряжения. Шарден: «Мы используем цвета, но мы рисуем с чувством».
Его стиль сдержанности и концентрации родился из тщательного и постоянного наблюдения за вещами в жизни.
Шарден «Я берегу время, потому что у меня есть привычка выставлять свои работы только тогда, когда в моих глазах я не вижу ничего более желанного».