Описание картины Юриан ван Стрека «Суета сует»
Юриан ван Стрек, 1670 год, картина «Суета сует», Фото: artchive.ru
Название | Суета сует |
Страна, художник | Голландия, Юриан ван Стрек |
Год | 1670 |
Жанр | Натюрморт |
Находится | Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва |
Материалы | холст, масло |
Среди деятелей искусства семнадцатого века были популярны аллегорические натюрморты, получившие название «Vanitas vanitatum». С латинского это выражение переводится как «суета сует», то есть нечто ничтожное, не имеющее истинной ценности.
«Vanitas» Юриан ван Стрека получила наибольшую известность. Художник переосмысливает основные ценности, превозносимые обществом и пытается постичь их истинную суть.
На холсте представлены несколько предметов. Центральную часть стола занимает шлем с огромными белыми перьями и одним красным – это аллегория богатства и знатности. Особенно показательны перья, как символ стремления пускать пыль в глаза окружающим, желания казаться, а не быть.
Разукрашенный охотничий и кинжал с резной ручкой также олицетворяют бренные земные страсти, когда орудие убийства становится развлечением, а чужая жизнь (особенно жизнь животного) обесценивается.
Слева, как символ скоротечности земной жизни, изображен человеческий череп. Под ним рисунок мальчика, выполненный особой краской – сангиной. Вместе эта композиция изображает цикличность жизни и смерти. А тонкий колосок, обвивающий череп – знак христианского учения, обещание спасения и вечной жизни для верующих.
Единственное, что вечно в этом мире – это искусство. Поэтому справа художник расположил книгу – это труд Софокла под названием «Электра». Книга была переведена на голландский язык знаменитым поэтом. Но даже нетленная рукопись имеет следы разрушения – ее ветхие листы погнулись и истрепались, время оставило свой безжалостный отпечаток даже на них.
В целом, настроение полотна упадническое. Стрек подчеркивает бессмысленность всех земных достижений, кажущихся в моменте такими важными. Вместо скоротечных благ нужно заботиться о своей бессмертной душе, выбирать христианский путь праведности и благочестия – считал живописец.