Описание картины Яна Вермеера “Молочница”
Ян Вермеер, 1658-1651 гг., картина “Молочница”, фото: muzei-mira.com
Название | Молочница |
Страна, художник | Нидерланды, Ян Вермеер |
Год | 1658-1651 |
Жанр | бытовой |
Находится | Амстердамский государственный музей |
Материалы | холст, масло |
Картину “Молочница” написал нидерландский художник Ян Вермеер в период 1658-1661 гг. У этого сюжета несколько названий: “Кухарка”, “Девушка/служанка с кувшином молока”.
Как бы оно ни называлось, из 36 полотен Вермеера это – самое известное и самое потрясающее своей композиционной простотой. Более того, выделяющееся из всей голландской живописи.
Ян Вермеер – “художник без фотошопа”, в самом прекрасном смысле
Каждая работа мастера проста и вместе с тем значительна. В каждой – загадка, предложение домыслить сюжет.
“Молочница” – не просто картина, но фотография типичных Нидерландов тех времен. Молоко, сыр и хлеб – основа рациона голландцев. Служанки-молочницы готовили творог, масло, сметану, содержали в чистоте посуду для их приготовления.
На полотне – она: пышущая здоровьем и излучающая стать, юная молочница. Аккуратный белый чепчик, струйка молока, белая стена даже не пытаются слиться в единый фон под талантливой кистью художника.
Грубая ткань одежд отлажена по фигуре. В фартуке и скатерти на столе играют ультрамариновые блики. Вообще синий для Вермеера – цвет особенный, обожаемый. И, похоже, в манящем образе молочницы он играет не последнюю роль.
Количество предметов в композиции можно пересчитать по пальцам, но каждый – максимально функционален в реалиях того сюжета: кувшины, корзинки с продуктами, маленькая угольная печка.
На полотне застыло “священнодейство”: аккуратно, но уверенно из кувшина льется тонкая нить молока. Дневной солнечный свет неброско подчеркивает свежесть домашнего хлеба на столе.
Молочница – воплощение мадонны: открытое, простое и прекрасное лицо; поза, вкупе с наклоном головы передает чувство собственного достоинства.
Фигура не зря так контрастирует со стеной: ее очертания художник выделил тончайшей белой линией. Рентген картины также выявил интересную вещь: стена позади изначально не была пустой. Там висело что-то вроде картины или карты. Вероятно, Вермеер решил не перегружать сюжет, либо посчитал чистую стену более удачным фоном для женской фигуры.
До попадания в государственный музей Амстердама, картина была куплена в 1669 году за очень приличную цену – 175 флоринов.