Описание картины Ян ван Эйра «Портрет четы Арнольфини»
Портрет четы Арнольфини, Ян ван Эйк, 1434 год, Лондонская национальная галерея. Источник: upload.wikimedia.org
Название | Портрет четы Арнольфини |
Страна, художник | Нидерланды, Ян ван Эйк |
Год | 1434 |
Жанр | портрет |
Где хранится | Лондонская национальная галерея, Лондон |
Материалы | холст, масло |
На первый взгляд неброская картина нидерландского художника Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», при ближайшем рассмотрении оказывается на редкость интересной трактовкой исторической моды тех времен.
Мнения историков, критиков и искусствоведов по поводу изображенных на картине предметов одежды, интерьера очень разнятся. Одни считают картину посмертным портретом миссис Арнольфини, считая тайными знаками мастера некоторые детали полотна. Другие настаивают, что этот портрет — бахвальство и дань моде тех времен, выставление на показ всей роскоши вельможей, третьи думают, что в картине замаскирована некая скрытая реклама.
На переднем плане картины изображены непосредственно мистер и миссис Арнольфини. Одеты они достаточно броско. На миссис поверх голубого платья надета достаточно громоздкая, шерстяная, зеленого цвета накидка, отороченная и подбитая мехом. Историки считают, что этот мех взят с грудок белок. А теперь представьте себе, из какого количества зверьков можно было подбить накидку на человека не только в полный рост, а еще и с длинным шлейфом, обратите внимание на длину одежд миссис.
Женщина одной рукой слегка приподняла спереди полу накидки. Кто-то из критиков считает, что таки образом она показывает, что ждет ребеночка. Они же видели в статуэтке, установленной в изголовье кровати позади миссис, святую Маргариту, покровительницу рожениц.
Другие посчитали этот жест рекламным, женщина сделала так, чтобы был виден подбой ее шикарной зеленой накидки. Такая накидка называлась «пелисон» и служила не столько теплой одеждой, сколько показателем статуса ее владельца.
На мистере Арнольфини не менее дорогой с натуральной соболиной оторочкой пелисон, цвета четного винограда, чулки и достаточно нелепая, но очень модная в те времена четная шляпа. Историки настаивают, что шляпа эта ни шерстяная, и ни фетровая, ни велюровая и ни бархатная. Шляпа эта сплетена из крашенной соломы, да, именно так, эта странная по форме шляпа из настоящей соломы.
Миссис и мистер Арнольфини в доме ходят без обуви, на из полу лежит узорчатый восточный ковер. Однако, чтобы не испачкать ног на улице, семейство носит интересные деревянные сабо.
Шлепанцы миссис Арнольфини у кресла в изголовье кровати, Фото: upload.wikimedia.org
Шлепанцы миссис стоят у изголовья их брачного ложа. Деревянные сабо с выкрашенные в красный цвет. У ног мужчины стоят его сабо, эти башмаки с вытянутыми носками, на модной резной деревянной подошве.
Стоит внимания и люстр в комнате четы. Она выкована из желтого металла, в ней встроено подъемно-спусковое устройство, люстру можно опустить, поменять в подсвечниках свечи и снова поднять на положенную высоту. Сейчас в этом светильнике всего одна свеча, то ли потому что на улице день, то ли в целях экономии.
При внимательном рассмотрении зеркала, расположенного за спинами у пары, можно рассмотреть рамку с десятью медальонами, на которых изображены сцены жития Христова. В зеркале также просматривается кто-то третий, вероятно художник изобразил там и себя.
Зеркало, четки, веник на стене позади семейства, Фото: upload.wikimedia.org
Остекленные окна, персики на подоконнике и полке, убранство и балдахин на брачном ложе, деревянное кресло с такого же цвета полушкой и покрывалом, четки и метелка, как оберег на стене около зеркала. Все указывает на то, что чета Арнольфини люди зажиточные. Маленькая кудрявая собачка у ног, как дополнительный признак богатого дома.