Описание картины Якоба ван Рейсдала “Болото”
Я.Рейсдал, “Болото”, 1660-е, Фото: f.rodon.org
Название | Болото; Лесистое болото |
Художник, страна | Нидерланды, Якоб Исаакс ван Рейсдал (Руисдаэль) |
Год | 1660-е |
Жанр | пейзаж, барокко, Золотой век Голландии |
Находится | Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Материалы | Холст, масло |
Картину “Болото” написал нидерландский художник Якоб ван Рейсдал в 1660-е годы.
Психологический пейзаж – Природа как основа основ
Автор снискал славу как изображающий природу философски. Вся ее цикличная красота и вообще – существование – было для него символом вечности.
Сюжет этой картины прямо-таки грандиозно суровый, мощный. Толстые столбы деревьев пытаются раскинуться так, чтобы удержаться на раскиданных по всему болоту маленьких кочках.
Вода – источник всего живого – грозит поглотить своей трясиной. Молодая березка, особенно на фоне могучих стволов, выглядит беспомощной, медленно умирающей в болотной пучине.
Однако картина – не о смерти. Практически пышущая зелень, которой усыпаны ветки и кроны деревьев вселяет непоколебимую надежду на лучшее, на продолжение жизни. Эти листья – олицетворение какой-то сумасшедшей силы природы.
Вдалеке виднеется фигура мужчины. Что забыл он на этом болоте? Поначалу кажется, что это затерявшийся путник. Но уж слишком спокойно он чувствует себя здесь. Возможно, приходит периодически ловить болотных лягушек или еще кого.
Художник будто выделяет каждую мелкую деталь в сюжете: у каждой свое предназначение и своя прелесть. Это и отражение деревьев в глади воды, и лиричная воздушность водяных лилий, и испуг сорвавшейся с места птицы.
Листья уже любовно освещены теплой осенней палитрой, а мрачно-болотные – оливковые, земляные цвета – потихоньку растворяются в полупрозрачном воздухе.
Якоб Рейсдал открыл какой-то новый вид психологического пейзажа, познав смысл канонов существования. Этим открытием художник проложил путь живописцам позднего романтизма.
Альтернативное название картины – “Лесистое болото”.
Полотно хранится в Государственном Эрмитаже, в городе Санкт-Петербург. Там оно оказалось в период между 1763 и 1773 годами, до того находилось в коллекции Екатерины Великой.