Описание картины “Воз сена” Иеронима Босха
И.Босх, “Воз сена”, 1515 год, Фото: muzei-mira.com
Название | Воз сена |
Страна, художник | Нидерланды, Иероним Босх |
Год | 1515 |
Жанр | триптих, северное возрождение, христианское искусство, религиозная, аллегорическая сцена |
Находится | Прадо/Эскориал, Мадрид |
Материалы | дерево, масло |
Триптих “Воз сена” написал нидерландский художник Иероним Босх к 1515 году.
Рай, наш мир и ад – весь цикл жизни в триптихе Босха
Это полотно — скрытый философский трактат: по этике, космологии и истории. Она занимает алтарь, или складень, изнутри и видна при его раскрытии.
Рай — первая часть истории мира в церковном понятии. И в плане этики. Этот мир еще безгрешен для людей, хотя лишь как этап, в оценке сверху вниз. Начало темы — восстание ангелов против бога. Оно закончилось крахом: архангел Михаил со своей ратью подавил бунт и восставших сбросили с неба, превращая, попутно, в чудовищ. Что и отразилось слева, в панораме. А дальше…
В Эдеме – райском саду, была создана Ева, женщина для уже появившегося Адама. Эта фаза истории обозначена ниже как символ события – появления людей. Но вскоре случился сбой – утрата безгрешности. Поддавшись змею-дьяволу, что на дереве, оба они нарушили волю бога, за что и потеряли Эдем. В нижнем финале их изгоняет ангел-меченосец и Ева, видимо не случайно, смотрит на будущий мир – средоточие зла.
Наш мир – воз сена. Здесь, в центре, этический мотив возрастает. Мир, современный Босху, отличен своеобразной чертой – как воз с сеном. Подоплека ясна: почти все под луной движется одинаково, путем греха. Того, что создали Адам с Евой, покорные дьяволу. Грехов, даже главных, немало, господствует алчность. Проявляется это так: вереница людей шествует за возом, что полон сена, символа богатства. Но по сути, дешевого на фоне благодати, как и положено сену, и обещающего им, людям, только ад. За алчность, гордыню богачей, обжорство монаха. Похоть людей на сене, между ангелом и бесом и под властью беса. И подтверждение тому — демоны, что тащат воз направо, к царству Сатаны. Последней фазе человечества. Под взглядом Иисуса Христа, сознающего, что нет иного пути для тех, кто порочен.
Ад. Колорит Босха в том, что геенна преисподней выдана как мир Башни, что строится слугами дьявола среди тех, кто грешен и несет свою кару. Идея башни проста: Вавилон сокрушил, за ряд веков до нашей эры, царство евреев и стал для них символом зла. Отсюда и Вавилонская Башня как символ греховности и, соответственно, его – дьявола. Персонажи, по сути, те же, что и слева, но уже без сенной суеты, полные страха под свирепым натиском бесов. Их поражают всячески, на фоне злого пожара и руин: следов того, что было и не возродится.
Босх одним из первых нарушил традицию и стал изображать обычных людей. Эксперты считают, что этот триптих создан в технике мазка, не самой частой в то время, и является шедевром стиля и мысли.