Описание картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь»
Винсент Ван Гог, 1889 год, картина «Звездная ночь», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Звездная ночь |
Страна, художник | Нидерланды, Винсент Ван Гог |
Год | 1889 |
Жанр | Пейзаж |
Находится | Музей современного искусства, Нью-Йорк |
Материалы | холст, масло |
Ван Гог – знаменитый художник-постимпрессионист. Он известен не только своими работами – магическими, чарующими, порой необъяснимыми, но также фактами своей биографии. Винсент злоупотреблял алкоголем, страдал от психического расстройства, лечился к психиатрической клинике и отрезал себе мочку уха.
Знаменитую «Звездную ночь» художник тоже написал, находясь в клинике Сен-Реми-де-Прованс. Некоторые искусствоведы полагают, что он писал картину по памяти, другие считают, что лишь художественно обыграл вид из окна.
Ключевая часть полотна – бездонное синее небо. Оно словно кружится в вихре танца, унося за собой звезды и луну. Все небесные тела окружены невероятным светящимся ореолом, а серп месяца объединяет в себе одновременно солнце и луну. При этом поток золотистого света, окутывающий землю, исходит не от светила. Свечение больше напоминает северное сияние или осколок пронесшегося светового вихря.
Под этим экспрессивным небом мирно спит маленькая французская деревня, окруженная предгорьями Альп. Синие крыши и редкие квадратики светящихся окон перекликаются с безумным танцем в вышине. Исследователи до сих пор не могут определиться была ли эта деревня реальным воспоминанием художника или только плодом его воображения.
Кипарисы объединяют земной и небесный миры, словно мост между двумя измерениями. Они поддаются всеобщему хаотическому движению, но при этом устремлены строго вверх. Эти деревья олицетворяют духовный порыв художника, стремящегося вырваться из железных решеток психической больницы, чтобы слиться с движением неба и светил. Выразительности работе добавляют крупные удлиненные мазки и лаконичное цветовое решение – слияние желтого, белого, синего.
К концу творческого пути работы Ван Гога стали более экспрессивными, в них появились линии и формы, порой выходящие за границы привычной реальности. Неизвестно, что стало тому причиной – душевное расстройство художника или своеобразная трактовка накопленного жизненного опыта. Важно, что благодаря этому мир обрел новые шедевры живописи.