Описание картины Винсента Ван Гога «Ирисы»
Винсент Ван Гог, 1889 год, картина «Ирисы», Фото: artchive.ru
Название | Ирисы |
Страна, художник | Нидерланды, Винсент Ван Гог |
Год | 1889 |
Жанр | Натюрморт |
Находится | Музей Гетти, Лос-Анджелес |
Материалы | холст, масло |
Последние годы жизни Ван Гог провел в психиатрической лечебнице. Он добровольно отправился на лечение, так как боялся окончательно потерять связь с реальностью. В клинике у него случались затяжные приступы, но между ними он продолжал писать картины, поскольку считал, что они помогают его излечению. Только во время творческого забытья он мог поверить, что не сумасшедший. Работа «Ирисы» относится именно к этому периоду творчества.
В это время на стиль художника сильно повлияло искусство Японии. Ван Гог изучал и копировал произведения именитых мастеров: Андо Хиросигэ, Утамаро, Миронбу, Кэйсай Эйсэн, и Кацусика Хокусая. После этого в его картинах появились новые живописные приемы: обрезанная композиция, отсутствие объема, наслоение плоскостей̆, употребление цвета в виде четко очерченных пятен без тональных переходов.
Сам мастер считал свою картину этюдом, несмотря на это, критики оценили ее высоко, посчитав, что она полна воздуха и жизни.
«Ирисы» были созданы в тот период, когда художник считал, что лечение помогает. Поэтому произведение получилось таким светлым, жизнерадостным. Очень интересно композиционное решение: цветы изображены с очень низкой точки, будто мастер писал, сидя прямо на земле. Он с удивительной точностью сумел изобразить их гибкие стебли и стройные силуэты, качающиеся на ветру. Цветы переплетаются стеблями, словно танцуют причудливый танец.
Сами ирисы прописаны четко и графично, как на старинных японских гравюрах, а задний план и почва изображены в небрежной импрессионистической манере, размашистыми широкими мазками.
Цветовая гамма произведения яркая и насыщенная: сочная зелень перекликается с лиловой синевой лепестков, а задний план расцвечен солнечными брызгами одуванчиков.
примечательно, что среди синих ирисов находится один белый, растущий чуть в стороне. Возможно, с помощью этой аллегории автор передал свое мироощущение: среди людей он был таким же белым ирисом, непохожим на других, а оттого вечно чужим.