Описание картины Виллема Класа Хеда «Ветчина и серебро»
Виллем Клас Хеда. «Ветчина и серебро». 1649 год. Музей им. Пушкина, Фото: stilleben.narod.ru
Название | Ветчина и серебро |
Страна, художник | Голландия, Виллем Клас Хеда |
Год | 1649 |
Жанр | натюрморт |
Где хранится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | дерево, масло |
Натюрморты Виллема Хеды практически всегда наполнены аллегорией. Потухшая свеча например, символизирует остановку, конец, или смерть. Посуда из серебра очевидно – это роскошь, богатство, ветчина в данном случае – плотская чувственность, а вот лимон – скрывающуюся внутреннюю остроту под внешней броской красотой.
В натюрморте заключена вечная тема о тленности нашего существа и крик о важности заботы о душе, как ценнейшей составляющей личности. Подобных этому, у Виллема Хеды написана в разные годы целая серия натюрмортов. Каждый из них, как обращение, как восклицание, как пожелание зрителю.
Художнику присущи мягкая и тонкая колористика, натуралистичная игра светотени, коричнево-черные тона и полутона. В конце семнадцатого столетия в Голландии натюрморт получил очень большую популярность. Особо ценились картины Хеды, не столько натуральностью изображения, сколько формой, цветом, каждой деталью и мелочью.
Изображением мира предметами, автор каждый раз обращается к зрителю с определенными мыслями и призывом.
Серебряный кофейник, серебряные подносы, сахарница с ложечкой. Чуть потемневшее тяжелое благородное серебро. В нем отражается уличным светом окно. Погасшая свеча в серебряном подсвечнике, серебряный нож.
За стянутой белой шелковой скатертью вслед упала на бок серебряная ваза для сладостей на узорной ножке. Вальяжность и зажиточность в каждой форме, в каждом предмете, чувствуется она даже в легкой небрежности, с которой стоят на столе предметы.
На скатерти свежая пышная ароматная сдоба а на большом подносе кусок сочной с прослойками вкусной ветчины. Срезанная с лимона кожура небрежно свесилась с края стола, обнажая желтую сочную острую мякоть.
На столе под белой скатертью расположена еще одна темная и тяжелая повседневная скатерть. Фон картины тоже темный, чуть по тону отличается от скатерти, тем самым более выразительно выделяя предметы натюрморта, обращение к зрителю.
Обращение о том, что все не вечно, и как бы роскошно и вальяжно ты не жил, или колола и колотила тебя судьба, все придет в единому итогу. Не испачкай свою душу, сохрани ее доброй и первозданной и воздастся тебе…