Описание картины Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой»
Ян Вермеер, около 1665 года, картина «Девушка с жемчужной сережкой», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Девушка с жемчужной сережкой |
Страна, художник | Нидерланды, Ян Вермеер |
Год | 1665 (предположительно) |
Жанр | Портрет |
Находится | Музей Маурицхёйс, Гаага |
Материалы | холст, масло |
Ян Вермеер – нидерландский художник XVII в. Его работы ценились как вершина творчества голландских живописцев Золотого века.
Одним из наиболее узнаваемых шедевров является «Девушка с жемчужной серёжкой». Хотя эта картина рождает множество вопросов и не даёт ответов.
Прежде всего, искусствоведы не знают, кто изображён на портрете. Некоторые специалисты утверждают, что это жена художника. Другие полагают что портрет списан с его дочери или служанки. Первая версия не выдерживает никакой критики: супруге живописца на момент написания было около 40 лет, этот возраст совершенно не вяжется с образом юной девушки.
Гораздо более правдоподобным кажется вариант с дочерью – ей тогда было около 12 лет. А версия с молодой служанкой, позировавшей для картины, была раскрыта в одноименном фильме.
Не меньше споров вызывает сережка, упомянутая в названии. Для настоящего жемчуга она слишком крупная. Скорее всего, это имитация, изготовленная из стекла или перламутра. Кроме того, на украшении нет крючка, с помощью которого оно бы крепилось на ухо. А характерный жемчужный блик — это, по мнению экспертов, лишь повреждение полотна во время реставрации. Поэтому сейчас невозможно с точностью сказать, как выглядело украшение изначально. Возможно, эта деталь вовсе не была жемчужной серёжкой.
Изображенную девушку называют голландской Моной Лизой – она так же прекрасна и загадочна. Она сидит в пол оборота к зрителю и оглядывается через левое плечо. Черты ее лица очень утончённые: большие глубоко посаженные глаза, ровный гордый профиль и влажные, чуть приоткрытые губы. Волосы убраны под сине-желтый тканевый тюрбан. Одежда песочно-желтого цвета больше похожа на халат или накидку, поскольку совершенно не соответствует моде того времени. Белый воротничок, выглядывающий из-под ткани, символизирует невинность девушки.
Особую бархатную глубину работе придаёт совершенно чёрный фон. Но мало кто знает, что изначально цвет покрытия был зелёным, просто со временем краска выцвела и облупилась.
Несмотря на кажущуюся простоту и отсутствие деталей, произведение обладает глубоким содержанием. Художнику удалось запечатлеть тот неуловимый момент, когда девочка становится девушкой. Именно этот краткий миг взросления делает полотно таким притягательным, заставляет смотреть на него снова и снова.