Описание картины Диего Веласкеса “Завтрак”
Д.Веласкес, “Завтрак”, 1617 год, Фото: upload.wikimedia.org
Название | Завтрак |
Страна, художник | Испания, Диего Веласкес |
Год | 1617 |
Жанр | историческая живопись, барокко |
Находится | Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Материалы | Холст, масло |
Картину “Завтрак” написал испанский художник Диего Веласкес в 1617 году.
Веласкес – наблюдатель или герой сюжета
На первый взгляд картина не отображает ничего, кроме веселья людей трех поколений, восседающих за столом.
Слева изображен старик с седеющей бородой, одетый в темный кафтан. У него в руке корень пастернака. По центру – мальчишка, держащий в руке графин; он одет в черную куртку с белым воротничком. Последний персонаж – молоденький паренек в желтом кафтане с таким же белым воротником.
Стол, за которым сидит троица, устлан мятой по бокам белой скатертью. На столе – тарелка с устрицами, по правую руку старика – стакан с желтоватой жидкостью. Чуть поодаль – булочка, два плода граната и нож.
За спиной мальчика, на крючке, в самом центре стены висит шляпа, а поверх – большой белый воротник. Скорее всего, эти вещи принадлежат старику. Справа от шляпы висит пара шпаг.
В тот период в Испании был крайне популярным жанр “таверна”. Подобными полотнами украшали залы таких же таверн. Вероятно, в том и причина карьерного взлета молодого Веласкеса (он написал эту картину незадолго до восемнадцатилетия).
Сюжет “Завтрака” толковали по-разному, даже приписывали его к эпизодам существующих произведений. К примеру, что мальчик – слуга и подворовывает еду и питье у заведомого подслеповатого хозяина-старика. Или что молодой парень и мальчишка орудуют сообща: маленькие мошенники собираются обобрать старика – посетителя таверны.
Некоторые искусствоведы считают, что самого правого героя картины Веласкес писал, глядя в зеркало.
Происхождение полотна так и не было выяснено. Свою историю в Эрмитаже оно начинает с 1773 года. И даже тогда, до самого конца 19 века работа числилась за кистью неизвестного художника и ждала своего часа в кладовых или в Таврическом дворце.
Полотно хранится в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге и сейчас выставляется в Новом Эрмитаже, в 239 зале “Испанский просвет”.