Описание картины Тициана «Динарий кесаря»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание картины Тициана “Динарий кесаря”

Описание картины Тициана "Динарий кесаря": фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Тициан, 1516 год, картина “Динарий кесаря”

Название “Динарий кесаря”
Страна, художник Италия, Тициан
Год 1516
Жанр эпоха Возрождения
Находится Галерея старых мастеров, Дрезден
Материалы Холст, масло

 

«Динарий кесаря» —одна из ранних, но самых известных картин великого итальянского художника Тициана.

«Дайте кесарево кесарю, а Божие Богу»

В 1516 году Тициан завершает картину, изображавшую Христа с монетой,  по заказу герцога  Альфонсо I Д’Эсте (1476–1534). Она известна под названием «Динарий кесаря». История написания также объясняет, почему монета является основой композиции: картина предназначалась для украшения шкафа в кабинете герцога, где хранилось его собрание  древних монет. Но это лишь начало разгадки сюжета. Чтобы понять суть, обратимся к мотивами Евангелие.

На картине отображен отрывок из Евангелия, в котором Христос произнес свое известное изречение: «Дайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Возможно, идеей было отображение конфликта между  церковной и гражданской юрисдикциями, который назревал в период написания произведения. Однако Тициана заинтересовался глубоким философским смыслом сюжета. Он остро ощущал противоречия темного и светлого начал, благородства и низости.

Сюжет картины изображает попытку фарисеев подловить Христа с каверзным вопросом: «Нужно ли платить жителям Иудеи налоги римскому императору (Кесарю)? Ведь Рим очень далеко от Иудеи и Кесаря никто никогда и не видел».  И отправили одного из фарисеев к Христу с серебряной монетой — динарием. При любом ответе на Христа навлекли бы погибель. Но тут и прозвучало то самое знаменитое изречение.

Картина не отличается эффектностью и яркостью. Словно автор сравнивает на плоскости две фигуры: фарисей изображается справа из-за рамы картины, протягивая  монету; обернувшись к нему, Христос смотрит внимательно и рассеяно. Но именно благодаря отказу от излишних деталей Тициан концентрирует внимание зрителей на героях. А фигура Христа особенно выделяется, заполняя композицию почти целиком, и акцентируется на тёмном фоне.

Если в образе Христа преобладают чистые светлые розово-красные и синие оттенки, то у фарисея лишь темные и белые оттенки. Так, Иисус  выше заземленности и душевной низости фарисея, полного пороков.  Его тело смуглое, рука жилиста, лицо в морщинах. На этом контрасте выразительна тонкая рука Христа, которая не коснётся монеты и грубой руки фарисея, который сильно сжал серебряный динарий. Будто мир идеального возвышенного сталкивается с жесткой реальностью.

Неудивительно, что Джорджио Вазари называл эту картину превосходнейшей из всех остальных работ Тициана.

Оцените статью
Добавить комментарий