Описание картины Тициана “Динарий кесаря”
Тициан, 1516 год, картина “Динарий кесаря”
Название | “Динарий кесаря” |
Страна, художник | Италия, Тициан |
Год | 1516 |
Жанр | эпоха Возрождения |
Находится | Галерея старых мастеров, Дрезден |
Материалы | Холст, масло |
«Динарий кесаря» —одна из ранних, но самых известных картин великого итальянского художника Тициана.
«Дайте кесарево кесарю, а Божие Богу»
В 1516 году Тициан завершает картину, изображавшую Христа с монетой, по заказу герцога Альфонсо I Д’Эсте (1476–1534). Она известна под названием «Динарий кесаря». История написания также объясняет, почему монета является основой композиции: картина предназначалась для украшения шкафа в кабинете герцога, где хранилось его собрание древних монет. Но это лишь начало разгадки сюжета. Чтобы понять суть, обратимся к мотивами Евангелие.
На картине отображен отрывок из Евангелия, в котором Христос произнес свое известное изречение: «Дайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Возможно, идеей было отображение конфликта между церковной и гражданской юрисдикциями, который назревал в период написания произведения. Однако Тициана заинтересовался глубоким философским смыслом сюжета. Он остро ощущал противоречия темного и светлого начал, благородства и низости.
Сюжет картины изображает попытку фарисеев подловить Христа с каверзным вопросом: «Нужно ли платить жителям Иудеи налоги римскому императору (Кесарю)? Ведь Рим очень далеко от Иудеи и Кесаря никто никогда и не видел». И отправили одного из фарисеев к Христу с серебряной монетой — динарием. При любом ответе на Христа навлекли бы погибель. Но тут и прозвучало то самое знаменитое изречение.
Картина не отличается эффектностью и яркостью. Словно автор сравнивает на плоскости две фигуры: фарисей изображается справа из-за рамы картины, протягивая монету; обернувшись к нему, Христос смотрит внимательно и рассеяно. Но именно благодаря отказу от излишних деталей Тициан концентрирует внимание зрителей на героях. А фигура Христа особенно выделяется, заполняя композицию почти целиком, и акцентируется на тёмном фоне.
Если в образе Христа преобладают чистые светлые розово-красные и синие оттенки, то у фарисея лишь темные и белые оттенки. Так, Иисус выше заземленности и душевной низости фарисея, полного пороков. Его тело смуглое, рука жилиста, лицо в морщинах. На этом контрасте выразительна тонкая рука Христа, которая не коснётся монеты и грубой руки фарисея, который сильно сжал серебряный динарий. Будто мир идеального возвышенного сталкивается с жесткой реальностью.
Неудивительно, что Джорджио Вазари называл эту картину превосходнейшей из всех остальных работ Тициана.