Описание картины “Смерть Сенеки” Жак-Луи Давида
Ж-Л.Давид, “Смерть Сенеки”, 1773 год, Фото: art.goldsoch.info
Название | Смерть Сенеки |
Страна, художник | Франция, Жак-Луи Давид |
Год | 1773 |
Жанр | неоклассицизм, историческая, мифологическая сцена |
Находится | Малый дворец, Париж |
Материалы | холст, масло |
Картину “Смерть Сенеки” написал французский художник Жак-Луи Давид в 1773 году.
Страшная смерть от великой добродетели
Мастер пишет полотно на известный сюжет о смерти римского поэта, госдеятеля и философа – Сенеки.
В период властвования Калигулы Сенека вошел в Сенат и очень быстро завоевал славу своим ораторским мастерством. Император так завидует его навыкам и популярности, что задумывает убить неприятеля, однако чувство мести успокаивает одна из наложниц.
Когда на трон всходит Нерон, Сенека становится первым советником государства. К слову, философ с юных лет воспитывал будущего императора по просьбе его матери.
У Сенеки было огромное влияние на политику и все важнейшие решения Главы. Чуть позже он становится консулом – второй фигурой после Нерона. Соответственно, становится богачом.
Однажды Нерон подговорил своих советников убить собственную мать и подкошенная этим преступлением дружба императора и философа дала трещину. Позже Сенека подал в отставку, все свои богатства оставив Нерону. Но тот, чувствуя большое влияние Сенеки на общество, решил избавиться от него, пока не поздно.
Против бывшего консула было сфабриковано дело о государственной измене и обвиняемого приговорили к смерти, которую он мог выбрать сам. Сенека выбрал самоубийство, вместе с ним уйти из жизни решила его жена.
Оба вскрыли вены на руках. У старого уже Сенеки едва текла кровь, поэтому он надрезал вены еще и на ногах, но и это не ускорило смерть. Тогда он попросил у доктора яд.
На картине, помимо прочих, врач – который пытается ускорить кровоизлияние несчастного и ученик философа, записывающий его последние слова.
В год создания автор демонстрировал картину судьям римского Гран-при. Но жюри не оценили стараний: они сочли “Смерть Сенеки” абсолютным рококо-стилем, что было запрещено правилами конкурса. Художник выставлялся трижды и прошел год, прежде чем выиграть это соревнование, что открывало ему все двери в Риме и за его пределами. После победы, уже в римский период своего творчества, Давид забывает очарование рококо окончательно и становится главной движущей силой неоклассицизма.
Полотно хранится в Малом дворце, (музей Пти-Пале), в Париже.