Описание картины “Скорбное предчувствие будущего” Франсиско Гойи
Ф.Гойя, “Скорбное предчувствие будущего”, 1810 год, Фото: www.afundacion.org
Название | Скорбное предчувствие будущего |
Страна, художник | Испания, Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес |
Год | 1810 |
Жанр | пейзаж, романтизм, капричос |
Находится | Частная коллекция |
Материалы | бумага, травление |
Картину “Скорбное предчувствие будущего” написал испанский художник Франсиско Гойя в 1810 году.
Образ страданий испанского народа
Автор также любил заниматься графикой. Своими работами он особенно выделялся в эпоху романтизма.
“Предчувствие” входит в цикл графических рисунков “Бедствия войны”. 1808 год стал поворотным в истории Испании. Страна была оккупирована французскими захватчиками. Ужасы этого времени в своем цикле хотел изобразить Франсиско Гойя. Именно этим обусловлено отсутствие каких-либо цветов и выбор техники. Только мрачная палитра и гнетущая обстановка.
При первом беглом взгляде глаза наблюдателя привязываются к фигуре человека, стоящего на коленях. При взгляде на него, невольно приходит ощущение полного погружения. При этом темный фон картины для каждого может выступать по-разному: кто-то представит себя на краю скалы темной ночью, где дуют холодные рывки ветра и безжизненно светит луна; для кого-то это мрачное пространство окажется одинокими и ледяными стенами темной комнаты, в которой не хватает кислорода даже для одного вдоха.
Резкие и четкие штрихи, заполняющие все пространство, не оставляют места для подъема. Они символизируют повсеместный хаос и панику.
Страшно представить, какие муки терзают этого одинокого человека. Ему страшно представить неизбежное будущее, но он к нему готов. Он распахивает руки, готовый отдаться сложной судьбе. Возможно, ему страшно увидеть последствия военных действий или он в страхе перед собственным будущем. Об этом наблюдателю остается только гадать.
Ясно одно: этот герой — не образ одного конкретного человека, а обобщенный образ всего испанского народа, озабоченного жизнями своих семей и Родины. Многие искусствоведы полагают, что Франсиско Гойя изобразил на этом быстром графическом наброске самого себя, стоящего на распутье жизни.
Одинокая фигура на коленях напоминает Христа в Гефсиманском саду перед Распятием. Неясно очерченный хаос кружится на темном фоне, когда вытянутые руки человека сигнализируют о его предчувствии и уходе в неизвестное будущее.