Описание картины “Сатурн, пожирающий своего сына” Франсиско Гойи
Ф.Гойя, “Сатурн, пожирающий своего сына”, 1819-1823 гг., Фото: muzei-mira.com
Название | Сатурн, пожирающий своего сына |
Страна, художник | Испания, Франсиско Гойя |
Год | 1819-1823 |
Жанр | романтизм, мифологическая сцена |
Находится | Музей Прадо, Мадрид |
Материалы | Холст, масло |
Картину «Сатурн, пожирающий своего сына» написал испанский художник Франсиско Гойя в 1819-1823 года.
Отцы и дети – ужасы Гойи
Это одно из 14 произведений мистического цикла «Черные картины», написанных автором в этот же отрезок времени.
Изначально сюжет создавался как фреска на стене дома, где жил художник. Гойя не хотел никому рассказывать об этих работах, поэтому долгие годы фрески были неизвестны широкой публике, даже после его смерти. Позднее изображение было перенесено на холст. Но никто так и не узнал, что творилось в голове художника, когда он писал своего «Сатурна».
Сюжет полотна основан на древнеримской мифологии, в которой Сатурн являлся богом земледелия и посевов в Италии. Это тот же титан Кронос из греческого мифа. Уран, бог неба, предсказал ему свержение от рук собственного ребенка, который должен был появиться в будущем. Опасаясь этого, Сатурн стал уничтожать всех своих детей, как только они успевали родиться. Согласно мифу, он глотал младенцев.
Однако художник внес ряд значительных изменений в этот известный греческий миф. В своей версии Гойя изображает Сатурна не просто проглатывающим ребенка, а терзающим плоть взрослого человека, словно зверь добычу: дикие глаза, неестественные пропорции тела, нечеловеческая уродливая поза. Скрюченные руки впиваются в позвоночник жертвы, черный рот обгладывает конечности. Нет ни головы, ни рук. В его безумном выражении лица читаются алчность, стыд и жажда крови.
Все эти подробности изображают бога в образе сумасшедшего монстра, охваченного испугом, и добавляют картине ужаса. Зритель видит одновременно панический страх и боль. Мучительную боль титана, от того, что он осознает весь ужас своего чудовищного поступка. Но он должен это сделать, как бы ни было ему жаль свое дитя.
По одной из версий Гойя рисовал эту фреску пальцами, для отсутствия четких контуров. Именно это и создает ощущение кошмарного сновидения и вызывает сильные эмоции и даже страх.
Это самая известная и, пожалуй, самая жуткая картина великого художника. В 1878 году она была перенесена со стены дома на холст и передана в Национальный музей Прадо, расположенный в Мадриде, где находится по сей день.