Описание картины Сандро Боттичелли “Венера и Марс”
Картина Сандро Боттичелли “Венера и Марс”, Фото: upload.wikimedia.org
Название | Венера и Марс |
Страна, художник | Италия, Сандро Боттичелли |
Год | 1483 |
Жанр | Античная живопись |
Находится | Национальная галерея, Лондон |
Материалы | Доска, масло |
Известный флорентиец Сандро Боттичелли написал свою картину «Венера и Марс» примерно в 1483 году. Она была заказана по случаю свадьбы в семействе Веспучи. Экспонат на данный момент хранится в галерее Лондонского национального музея.
На полотне зритель видит античную сцену, на которой изображена богиня Венера и Марс. Они расположились на зеленом пригорке в окружении маленьких сатиров. Картина полна символизма, в использовании которого Сандро Боттичелли был великий мастер.
Венера обозначает любовь, которая побеждает войну, сохраняет мир, приводит всех к гармонии и согласию. Марс — это бог войны и разрушений. На картине мы видим победу Венеры над Марсом. Полуобнаженный Марс лежит, в расслабленной и спокойно позе, полной экстаза и умиротворения. Вероятно эта вечная тема была позаимствована художником из поэмы Лукреция “О природе вещей”.
Расположение фигур и их позы похожи на старинный античный саркофаг с изображением мифа о Вакхе и Ариадне. Саркофаг хранится в Ватикане и на нем можно увидеть две фигуры — мужскую и женскую, обращенные лицом друг к другу. Мужская фигура практически полностью обнажена, а женская одета. То же расположение можно наблюдать и на полотне Боттичелли.
Однако маленькие сатиры выбиваются из сюжета и разбавляют умиротворение своими практически детскими шалостями. Сатиры с маленькими рожками подсмотрены художником у Лукиана, который описывал картину Аэтиона “Бракосочетание Александра и Роксаны”.
Венера на картине полулежит напротив соблазненного ею спящего Марса, облокотившись правой рукой на маленькую подушечку. Она смотрит на бога войны с обожанием и любовью. А вокруг резвятся сатиры — один из них пытается трубить в рог прямо рядом со спящим Марсом, второй пытается натянуть себе на голову шлем Марса, а третий хохочет над ним.
Эта картина была очень популярна после ее завершения, ее сразу же повторили многие известные художники. Но на картинах других мастеров Венера полностью обнажена, а вокруг нее вместо сатиров кружатся крылатые купидоны — вечные спутники любви.