Описание картины Сальвадора Дали «Лицо войны»
Лицо войны. Сальвадор Дали, 1940 год. Музей Бойманса-ван Бёнингена, Голландия, Роттердам, Фото: muzei-mira.com
Название | Лицо войны |
Страна, художник | Испания, Сальвадор Дали |
Год | 1940 |
Жанр | символизм |
Где хранится | Музей Бойманса-ван Бёнингена, Голландия, Роттердам |
Материалы | холст, масло |
Из любимой Европы, из Парижа, художник вынужден бежать от войны в Соединенные Штаты. Распространяясь по всему Старому Свету, страшная война стремится накрыть весь оставшийся цивилизованный мир. Дали еще не догадывается, что именно в Америке он станет художником с мировым именем, а его полотна будут признаны мировыми шедеврами.
На пароходе в Америку Сальвадор начинает работу над картиной «Лицо войны». Под впечатлением трагедией, кровожадностью сильных Мира сего рождается один из мощнейших мировых шедевров.
В картине просто угадать стиль и руку мастера, четкость изображения и особенности прорисовки деталей. Однако Дали пишет «Лицо» без замысловатостей сюрреализма. Работа понятна и не оставит равнодушным, она пугающая, скрывающая многие страдания и смерти, угрожающая и полная безысходности перед происходящим.
Безжизненная до горизонта голая пустыня, на переднем плане которой располагается мертвая голова, лицо скорченное болезненной гримасой. Вместо отсутствующих глаз в больших пустых глазницах расположены мертвые головы с такими же гримасами ужаса.
В немом крике широко открыт рот, за двумя оставшимися потрескавшимися верхними зубами виднеется такая же скорченная гримаса, в глазах и во рту которой все новые и новые страшные головы.
Обрамляют, кричащую ужасной немотой мертвую голову острозубые шипящие ядовитые змеи. Они кусают голову, причиняя ей все новые и новые страдания. Морщинами ужаса пропечатан лоб головы.
Художник хочет донести людям бессмысленность и разрушительность войны, ее губительность для всего живого. Композиция построена так, как будто зрители лицезрят мертвую голову из какого то каменного укрытия с закругленным входом, то ли пещеры, то ли подземелья. Об этом говорит каменный неровный обрывок в правом верхнем углу полотна.
На падающей от каменного края отверстия тени сам мастер оставил отпечаток своей правой руки в настоящую величину. Глядя на картину у зрителя создается впечатление, что он находится внутри полотна и он чувствует себя участником этого страшного действа.
Длинная темная тень от головы слева и песчаные наносы справа от головы создают впечатление бесконечности и депрессивности.
Картина исполнена ужасом и страданием. Приглушенные монотонные цвета одного колора подчеркивают важность главной идеи картины. Полотно стало очень популярным и быстро достигло успеха у публики, в том числе простым незамысловатым сюжетом, которые так присущи кисти Сальвадора.