Описание картины Рубенса “Персей и Андромеда”
Персей и Андромеда. Источник: artchive.ru
Название | Персей и Андромеда; Персей освобождает Андромеду |
Страна, художник | Питер Пауль Рубенс, Нидерланды |
Год | 1621-1622 |
Жанр | Барокко, мифологическая сцена |
Место нахождения | Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Материалы | Холст (перевод с дерева), масло |
Картину “Персей и Андромеда” написал нидерландский художник Питер Пауль Рубенс в 1621-1622 годах.
Все новое – хорошо забытое старое
По свидетельствам современников, это одно из любимых произведений автора. Художник не расставался с ней до конца жизни. Работа выполнена в лучших традициях барокко, прославляющего пышность и обилие деталей.
Сюжет картины пришел из античности; воспроизведен множество раз разными авторами: от древних греков до современных художников. Овидий в своих “Метаморфозах” описал историю спасения красавицы из плена чудища благородным героем.
Рубенс гениально воплотил ее конец: на полотне чудовище повержено, и почти невидимо глазу. Нужно присмотреться, чтобы внизу на переднем плане разглядеть голову и кусок туловища побежденного зверя.
Живописец неспроста изобразил его таким незаметным — оно уже сыграло свою роль, и не несет важного смысла в сюжете картины.
Замысел художника – в стремлении передать бурное ликование от героической победы Персея.
В центре композиции — Персей в полном военном облачении, в левой руке у него щит с головой Медузы Горгоны, благодаря которому герой смог одолеть монстра. Его увенчивает лавровым венком крылатая богиня победы Ника. Персей нежно берет за руку спасенную им от ужасной участи Андромеду.
Красоту девушки выгодно подчеркивает яркий румянец, алеющий на щеках. Она одновременно смущена и счастлива, ведь вместо ожидающей ее страшной гибели – спасена красавцем-героем.
Амуры, расположенные вокруг центральных фигур, свидетельствуют о зарождении любовной страсти между героями.
Вся композиция картины поражает сбалансированностью, несмотря на обилие деталей. Свойственная Рубенсу пышность форм не вызывает отторжения, а подчеркивает динамику сюжета. Поражает красотой мастерски выполненная фигура коня: его шелковистая грива и хвост, блестящая шкура выглядят живыми.
Тонко переданы жемчужно-белые тона кожи Андромеды и амуров. Они будто сияют внутренним светом, пронизывающим все полотно. Этот свет подчеркивается золотистым покрывалом, накинутым на правую руку Андромеды, и золотым цветом ее волос. Героизм Персея же отражает его алым плащом.
Художник стремился достичь воздушности и прозрачности в изображении героев картины, и ему это вполне удалось.
В целом, несмотря на античный сюжет, в изображении персонажей чувствуется ярко выраженное влияние фламандской школы, поэтому некоторые критики склонны порицать живописца за излишне грузную фигуру Андромеды.