Описание картины Рембрандта Харменса Ван Рейна «Портрет старика в красном»
Портрет старика в красном. Рембрандт. 1654 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Фото: opisanie-kartin.com
Название | Портрет старика в красном |
Страна, художник | Голландия, Рембрандт Харменс Ван Рейн |
Год | 1654 |
Жанр | портрет |
Где хранится | Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
В портрет старика Рембрандт вложил всю мудрость, присущую людям, прожившим долгую трудную и интересную жизнь. Познав любовь и страсть, ветреность и увлеченность, познав лишения и подарки судьбы, лишь пройдя этот путь, люди становятся мудрей и на многие вещи в этой жизни смотрят спокойно, созерцая.
Пожилой человек на картине также прожил длинную, полную трудностей и испытаний жизнь. Лицо его молчаливо задумчиво. На лбу глубокие старческие морщины. Усталый, спокойный, созерцающий взгляд. Кисти рук скрещены на коленях. Мудр и силен этот человек с одной стороны и по-детски беззащитен с другой.
Искусствоведы и критики справедливо полагают, что живописец изобразил не просто старика – это всем известный мудрец. Он накопил огромный жизненный опыт за свой долгий жизненный путь.
Казалось бы, ничем не примечательный старик, однако художник создает образ впечатляющий по силе духа. Использует он для этого свои привычные приемы. Человек находится в центре композиции, он сидит в кресле с высокой спинкой, опершись локтями в квадратные подлокотники.
На нем свободная одежда, красно-бордовая туника и на голове шапочка в виде ермолки. У него пронзительные, но спокойные глаза, лохматая белая борода обрамляет его лицо, поднимаясь от подбородка к седым кудрявым волосам.
Благодаря темному заднему плану картины, портрет смотрится достаточно монументально, но очень лаконично. Богата и цветовая гамма: от источника света слева палитра меняется, уходя в темноту.
На светлых участки краски достаточно сгущены, а вот в тени они почти прозрачны. Создается впечатление, что освещение места, где сидит старик, вибрирует. Скорее всего это свет от свечи, мерцающей огнем и создающей дрожащие тени.
От вибрирующей светотени, созданной мастером, лицо старика, как будто оживает, меняется и излучает особый свет. Кто-то увидит в старике отца, кто-то деда, кто-то учителя. Стойкости и созерцанию можно научиться даже просто рассматривая полотно. И не важно, в этот момент он слушает или держит паузу между слов. Его проницательные глаза зритель замечает в первую очередь.