Описание картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
Рембрандт Харменс ван Рейн, 1666 – 1669 гг., картина «Возвращение блудного сына», Фото: upload.wikimedia.org
Название | «Возвращение блудного сына» |
Страна, художник | Нидерланды, Рембрандт Харменс ван Рейн |
Год | 1666 – 1669 |
Жанр | Религиозная живопись |
Находится | Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
Рембрандт – голландский художник XVII века, который вошел в историю живописи благодаря своему умению с удивительной точностью передавать на полотнах любые оттенки человеческих эмоций. Не стало исключением и «Возвращение блудного сына» – это шедевр о торжестве любви, великодушия и Божьего всепрощения над низменной человеческой природой.
Сюжет картины основан на новозаветной притче о блудном сыне. Младший сын после долгих лет распутной жизни и мучительных скитаний возвращается в родительский дом в раскаянии. Он сознается в своих грехах и даже не надеется вернуться в лоно семьи. Чувствуя, что недостоин больше называться сыном, хочет стать наемником своего отца, лишь бы не умереть от голода.
Но родитель, полный великодушной безусловной любви, прощает своего отпрыска. Ему не нужны слова и мольбы, а достаточно лишь видеть сына, которого он считал погибшим, живым.
В центре композиции расположена фигура отца в красных богатых одеждах – художник переносит на него фокус внимания зрителя. На лице родителя нежность и принятие, а руки ласково обнимают сына за плечи.
Юноша стоит перед ним на коленях, всей своей позой выражая раскаяние. Его одежда истлела и порвалась, а обувь совсем прохудилась. Художник даже демонстрирует его босую ступню, как свидетельство полной незащищенности и уязвимости. Его волосы обриты, как у каторжника, что говорит о том, как низко пал он в своих скитаниях. Только потрепанный воротник прежде богатого платья свидетельствует о былой роскоши.
Композиционный центр смещен в левую часть полотна – это классический выразительный прием художников того времени. Уравновешивает композицию фигура старшего сына, возвышающаяся справа на ступенях крыльца. По сюжету притчи он позавидовал своему брату, но на картине Рембрандт трактует эту деталь иначе: на лице старшего брата написано прощение и принятие.
Прочие фигуры, расположенные на заднем плане, представляют загадку для исследователей. Некоторые полагают, что это остальные члены семьи, в том числе, мать сыновей. Другие считают, что загадочные фигуры – это отсылка к гравюре Корнелиса Антониссена, где также изображены коленопреклоненный сын с отцом и окружающие их Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда.
Кроме этого, есть версия, что стоящие справа мужчина и юноша в черной шляпе – это те же отец с сыном накануне его ухода из отчего дома. Таким образом, Рембрандт разворачивает на полотне сразу всю хронологию истории.
Произведение написано незадолго до смерти художника. Возможно, живописец на закате жизни размышлял о своем далеко не праведном пути и отождествлял себя с тем самым блудным сыном. Он надеялся, что, несмотря на свое распутство и грехи, он может раскаяться, упасть перед Богом-отцом на колени, и тогда будет прощен и принят в Царство Божие на Небесах.