Описание картины “Происхождение мира” Гюстава Курбе
Г.Курбе, “Происхождение мира”, 1866 год, Фото: upload.wikimedia.org
Название | Происхождение мира |
Страна, художник | Франция, Гюстав Курбе |
Год | 1866 |
Жанр | реализм, ню |
Находится | Музей д’Орсе, Париж |
Материалы | Холст, масло |
Картину “Происхождение мира” написал французский художник Гюстав Курбе в 1866 году.
Провокация, искусство или их удачный симбиоз
Это полотно не экспонировалось большее века, так как входило в разряд “художественных провокаций”.
Сюжет составляет практически полностью нагая женщина. Обнаженными, раскрытыми бедрами она обращена к художнику, лежа на кровати или чем-то подобном. Зрителю не видно ее лица, – только живот и грудь. Полотно несет в себе особую эротичность, ограничивая сюжет лишь бедрами и обнаженной грудью.
Натуралистичность изображенных половых органов еще больше подчеркивает почти схематичный, по сравнению с ними, рисунок шелковой ткани. То ли простынь, то ли сорочка скорее обнажают, нежели пытаются прикрыть обнаженное тело.
Белая, лоснящаяся женская кожа выгодно оттеняется темно-коричневым фоном полотна.
Споры о натурщице Курбе долго не утихали в искусствоведческих кругах. Лишь в 2018 году французский историк нашел ответ на этот вопрос в переписке Дюмы-сына и писательницы Ж.Санд. Художнику позировала танцовщица из Парижа по имени Констанс Кенью. Ко времени написания картины она была наложницей турецкого дипломата и, конечно, уже оставила профессию танцовщицы.
Однако это полотно родилось не в результате адюльтера, как можно было предположить. Напротив, эротическую картину заказал для своей коллекции сам дипломат.
Смелый сюжет “Происхождения мира” еще не единожды вдохновил художников по всему миру. Так, М.Дюшан в качестве своей последней работы также написал обнаженную натурщицу с раздвинутыми ногами.
А в 1989 художница из Франции повторила сюжет с натурщиком-мужчиной, изобразив его лежащим на спине с эрегированным членом. Картина называлась “Происхождение войны”.
У полотна было множество тайных владельцев. Сегодня оно хранится в парижском Музее д’Орсе. У него по сей день дежурит персональный охранник, приставленный для предотвращения неадекватных реакций зрителя.