Описание картины “Предчувствие гражданской войны” Сальвадора Дали
С.Дали, “Предчувствие гражданской войны”, 1936 год, Фото: art.goldsoch.info
Название | Предчувствие гражданской войны; Мягкая конструкция с вареными бобами |
Страна, художник | Испания, Сальвадор Дали |
Год | 1936 |
Жанр | сюрреализм, аллегорическая сцена |
Находится | Художественный музей Филадельфии |
Материалы | Холст, масло |
Картину “Мягкая композиция с вареными бобами” (“Предчувствие гражданской войны”) написал испанский художник Сальвадор Дали в 1936 году, за полгода до ужасных событий на родине автора. Сюжет отражает его чувства перед началом Гражданской войны в Испании.
Руки, ноги и фасоль – предвоенное искусство Дали
Дали был сторонником фалангистов и генерала Франко. Художник рассчитывал на то, что новый уклад государства принесет Испании долгожданные положительные изменения. А генерал Франко, как думал Дали, имел возможность и обязан был сделать для страны все.
Но в противовес своему политическому взгляду, Дали создает довольно жуткую картину. И правда, как многие критики замечали, – слова художника не стоит воспринимать всерьез. Вот он выступает за диктатуру, но в то же время создает “Мягкую конструкцию”.
В сюжете – два создания, похожие на людей. Они одновременно срослись и борются друг с другом. Одно из существ изображено как человеческая голова, сросшаяся с ногой, на лице можно увидеть безумную боль. Второе “нечто” представлено как две руки, будто дьявольски изуродованные чем-то свыше. Существо само себя ломает в порыве безумия.
Фигура квадратная, чем схожа с географическим очертанием Испании. Контрастные оттенки коричневого и песочного еще ярче выражают драматизм сюжета. Огромные облака, небо зловеще-темное с одного бока, яркое – с другого нагнетают трагедию истории этого существа.
Далеко на фоне – некий старый городок с домами прошлого века, растянутыми до горизонта. Это полотно – гиперболизация всего, что оно содержит. Два странных создания в центре сюжета – это своеобразные призраки испанской гражданской войны.
Пресловутые вареные бобы поначалу и не заметны. Но они есть, на самом переднем плане: как запутавшиеся мысли или рухнувшие идеалы художника; как символ самоистязания – по одному ему понятной логике. Как тихий ужас маленького человека перед махиной неизбежного.