Описание картины “Портрет мальчика” Пинтуриккьо
Пинтуриккьо, “Портрет мальчика”, 1500 год, Фото: kartiny.rus-lit.com
Название | Портрет мальчика |
Страна, художник | Италия, Пинтуриккьо (Бернардино ди Бетто ди Бьяджо) |
Год | 1500 |
Жанр | портрет, Ренессанс |
Находится | Дрезденская картинная галерея (Галерея Старых мастеров), Дрезден |
Материалы | дерево, масло, темпера |
Картину “Портрет мальчика” написал итальянский художник Бернардино ди Бетто Пинтуриккио в 1500 году.
Мальчик в пейзаже как символ взросления
Автор – мастер монументально-декоративной росписи, представитель умбрийской школы эпохи Возрождения. Сейчас это полотно, одно из лучших произведений художника, находится в Дрезденской галерее.
Большое внимание Пинтуриккио уделял пейзажу. На «Портрете мальчика» отчетливо виден задний план. Полуфигура ребенка ярко выражена, именно на нем акцентирует внимание художник. Пейзаж композиционно согласован с фигурой человека: лицо мальчика четко выражено и гармонично выделяется на фоне далекого пейзажа.
Природа отражает натуру ребенка. Его безгрешная юность подчеркивается спокойным видом с тонкими деревцами, придавая образу легкость. Серьезные черты лица можно сопоставить с зеркалами водоемов и крутыми утесами.
Если говорить о палитре, лицо ребенка светлое; именно оно – акцент сюжета. Пейзаж, цвет одежды – все изображено в осенних тонах с толикой весеннего преображения. Такое ощущение, что на картине сменяются времена года. То же самое происходит в душе мальчика: он преображается, меняется его мировоззрение. Внутри него – буря, как у ребенка, но он это скрывает, как взрослый. Чувствуется этот диссонанс: противоречие физического и морального развития мальчика.
Румянец щек, ребяческая припухлость, нежная кожа дают понять, что он еще юн. Его детское лицо сопоставляется с серьезными чертами взрослого: отсутствие улыбки, полуоткрытые глаза, глубокий взгляд, недетская задумчивость. Складывается впечатление, что мальчик совершает жизненно важный переход: от детства к отрочеству. Уже совсем скоро он будет юношей. В лице видно зарождение подросткового высокомерия.
Можно сказать, что он еще далек от взросления, как и пейзаж далек от самого мальчика. Скорее всего это не просто мальчик, а анализирование процесса взросления. Не просто юношеское лицо, а борьбу детской наивности и взрослого понимания. Образ натурщика одухотворен, пейзаж помогает лучше понять ощущения и эмоции ребенка.