Описание картины “Портрет четы Арнольфини” Яна ван Эйка
Я.ван Эйк, “Портрет четы Арнольфини”, 1434 год, Фото: upload.wikimedia.org
Название | Портрет четы Арнольфини |
Страна, художник | Нидерланды, Ян ван Эйк |
Год | 1434 |
Жанр | портрет, северное возрождение |
Находится | Лондонская национальная галерея |
Материалы | холст, масло |
Картину “Портрет четы Арнольфини” написал ранненидерландский художник из Бельгии, Ян ван Эйк, в далеком 1434 году. Насколько известно, эта работа была первым парным портретом в европейской живописи.
Туманные лица под известной фамилией
На момент возникновения этого полотна в Брюгге насчитывалось как минимум 5 представителей фамилии Арнольфини. Искусствоведы до сих пор спорят, был ли это Джованни ди Арриджо с женой Джованной Ченами, или Джованни ди Николао с юной супругой Констанцей Трента.
Некоторые считают, что ван Эйк написал не одну копию “Портрета”. А кто-то – что это автопортрет живописца с собственной женой.
В композиции картины пара стоит поодаль друг от друга. Ракурс мужчины – почти анфас, женщины – поворот в три четверти. Расположение интерьера нестрого регулируется линейной перспективой: помещение видно как бы сверху, единой точки схода нет.
Прикосновение рук персонажей смотрится церемониально, к тому же, тяготеет к центру полотна. Так художник показывает значимость этого момента. Герои празднично одеты, а мужчина занес руку как при произнесении клятвы.
Эта картина – одна из лучших примеров интимного портрета на творческом пути ван Эйка. Несмотря на торжественные атрибуты, мастер изображает персонажей без присущей ему эффектности; он делает акцент именно на человеческих переживаниях.
Даже хрупкость фигур обоих героев – не дань тогдашнему художественному стилю, а собственные образы автора: максимально одухотворенные, возвышенные над материальным началом.
В “Портрете четы Арнольфини” столько мелочей и загадок, что искусствоведы практически ни по одной из деталей не могут прийти к общей трактовке. Спорят и по поводу “округленного животика” героини, симметрии зеркала, люстры и собачки и, конечно, о личностях, изображенных на картине.
Размеры полотна – 81,8х59,7 см, сейчас оно экспонируется в Лондонской национальной галерее.