Описание картины Питера Брейгеля «Слепые»
Питер Брейгель, 1568 год, картина «Слепые», Фото: muzei-mira.com
Название | Слепые (Притча о слепых) |
Страна, художник | Нидерланды, Питер Брейгель |
Год | 1568 |
Жанр | Жанровая сцена, аллегорическая живопись |
Находится | Национальные музей и галереи Каподимонте, Неаполь |
Материалы | Холст, темпера |
Данное произведение искусствоведы считают иллюстрацией к библейской притче. Картина буквально цитирует слова Иисуса, обращенные к фарисеям: «Они слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то они оба упадут в яму» (Мф, 15:14).
Некоторые историки даже полагают, что работа стала реакцией художника на жестокую политику Испанских Нидерландов. Для борьбы с протестантским движением в стране был учрежден Кровавый совет, известный массовыми казнями и арестами. Подтверждает эту версию с политической и религиозной подоплекой церковь, изображенная на картине на заднем плане.
На холсте изображено шестеро мужчин: все они обезображены определенной глазной болезнью. Брейгель талантливо изобразил признаки отмирания глазных нервов, удаленного глазного яблока или бельма. Головы мужчин приподняты, что позволяет им лучше ориентироваться в пространстве с помощью слуха или осязания. Но это их не спасет, ведь все шесть слепых выстроились в вереницу, держась за впередистоящего человека руками или посохами. Они отчаянно цепляются друг за друга, позабыв, что их предводитель так же слеп, и не видит дороги перед собой. Более того, слепцы не подозревают, что первый идущий уже летит в яму, увлекая их всех за собой.
Особенно интересно то, что изображенные слепые – не обычные нищие бродяги, слоняющиеся по дорогам в поисках подаяния. На них хорошая одежда, новые не стоптанные башмаки, у одного на шее даже висит распятие – все говорит о их высоком положении в обществе. И слепота этих мужчин на самом деле не физическая, а духовная. Они не видят истинного положения вещей, поэтому совершают глупые недальновидные поступки, которые вскоре приведут к падению в глубокую социальную яму.
Именно так Брейгель видел правящую верхушку и аллегорически изобразил это в своей работе. Но картина не случайно считается шедевром живописи – ее сюжет актуален во все времена, поскольку обличает духовных слепцов и тех, кто имеет глупость следовать на ними.