Описание картины Питера Брейгеля «Нидерландские пословицы»
Питер Брейгель, 1559 год, картина «Нидерландские пословицы», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Нидерландские пословицы или Мир вверх тормашками |
Страна, художник | Нидерланды, Питер Брейгель |
Год | 1559 |
Жанр | Жанровая сцена, аллегорическая живопись |
Находится | Государственные музеи Берлина, Берлин |
Материалы | Доска, масло |
В середине шестнадцатого века Брейгель пишет картину, на которой изображает все известные Фламандские пословицы в их буквальном значении. Многие изображения исследователи расшифровали, но значительная часть поговорок была забыта, поэтому произведение содержит множество загадок для современных искусствоведов.
На первый взгляд, полотно изображает жанровую сцену о жизни фламандцев. И лишь приглядевшись, можно заметить, что каждая деталь на картине обладает двойным, а то и тройным смыслом. Так, например, мужчина, закованный в доспехи, держит в зубах нож и одновременно вешает бубенчик на шею кота, символизирует сразу несколько пословиц. Нож в зубах означает «быть вооруженным до зубов» и «кусать железо» – то есть обманывать, не зная стыда. При этом, тот, кто вешает на кота колокольчик, не позволит ему поймать ни одной мыши, а значит, делает нечто глупое и опрометчивое.
В левой верхней части произведения изображены знакомые современному зрителю выражения. Брошенные игральные карты выражают зависимость от случая (как карта ляжет) и крылатую фразу «жребий брошен» – то есть решение принято и изменить что-либо уже нельзя. Мужчина в шутовском костюме с колодой олицетворяет пословицу о том, что дуракам везет. Рядом с ним в окне видны двое, держащие друг друга за нос – они явно нечестны между собой. Под шутом изображен перевернутый глобус (мир перевернулся, все идет не так, как надо). В другом оконном проеме мужчина собирается помочиться на изображение месяца (русский аналог – мочиться против ветра).
Другие изображения не так очевидны. Торты, лежащие вместо черепицы, означают несусветное богатство, заплатки на козырьке означают, что старая вещь требует большего ухода. Некоторые символы крайне лаконичны: висящий нож означает необходимость высокой сноровки, висящие ножницы – обман, а стоящие деревянные ботинки – напрасное ожидание.
Исследователи смогли расшифровать более сотни посланий, но их на картине явно больше. Основная художественная идея мастера заключается в том, что крылатые выражения, использующиеся в культуре – это показатель ума и интеллекта людей, фокусировка на определенных проблемах и пороках общества. И визуальный анализ пословиц или поговорок может стать лучшим путеводителем по культуре каждого народа. Ярче всего в своей картине художник высмеивает слабость, глупость людей, абсурдность их привычек.