Описание картины “Пир Клеопатры” Тьеполо
Д.Тьеполо, “Пир Клеопатры”, 1743-1744 гг., Фото: upload.wikimedia.org
Название | Пир Клеопатры |
Страна, художник | Италия, Джованни Баттиста Тьеполо |
Год | 1743-1744 |
Жанр | историческая живопись, рококо |
Находится | Национальная галерея Виктории в Мельбурне, Австралия |
Материалы | Холст, масло |
Картину “Пир Клеопатры” написал итальянский художник Тьеполо в 1744 году.
Рожденный писать триумфально
“Пир” начинает серию из трех крупных картин живописца на эту тему. Он обычно делал масляные наброски персонажей с разной степенью завершенности, чтобы показать свою композицию клиенту на утверждение. Эти зарисовки также находятся в разных музеях Европы.
В центре сюжета картины – пир на открытом воздухе или на веранде, в окружении величественной архитектуры. Балкончик или некое возвышение, где проходит мероприятие, скрывает нижнюю часть фона. Рисунок мраморного пола дает отсылку к двум другим картинам из серии – там при аналогичной композиции к обеденному столу ведут ступени.
Сидя можно увидеть только пару-тройку главных фигур, остальные – помощники или сопровождающие – находятся рядом стоя.
Основой сюжета картины может выступать вероятный исторический эпизод, когда Клеопатра растворила в вине дорогую жемчужину и осушила бокал. Другая версия гласит, что царица просто целиком проглотила сережку. По разным источникам, в действительности этот процесс мог занимать от нескольких минут до суток, смотря, к какой хитрости прибегла Клеопатра ради этого трюка.
Полотно выполнено в теплых, мягких оттенках. Даже самые отдаленные лица и детали одежды прорисованы очень тщательно. Царица Клеопатра предстает здесь одетой в европейского покроя платье. В подобном одеянии ее можно видеть и на другой картине Тьеполо – “Встреча Антония и Клеопатры”.
Как говорили об авторе “наследник Веронезе, ученик Пьяцетты, он превращает каждое полотно в торжественное зрелище”. В числе особо “праздничных” назвали “Пир Клеопатры”.
К слову, лицо Клеопатры – “дубликат” женского образа одной из самых знаменитых его картин “Триумф Амфитриты”. Это же лицо повторяется после и в ликах Венер, и Данай художника.
Полотно хранится в Национальной галерее Виктории в Мельбурне.