Описание картины “Пьета Ронданини” Микеланджело
“Пьета Ронданини”, Микеланджело, 1552-1564 гг. Фото: wikipedia.org
Название | Пьета Ронданини |
Страна, художник | Италия, Микеланджело Буонарроти |
Год | 1552-1564 |
Жанр | Скульптура |
Находится | Кастелло Сфорцеско, Милан |
Материалы | мрамор |
Скульптуру “Пьета Ронданини” создавал итальянский мастер Микеланджело Буонарроти с 1552 года до последних дней своей жизни, в 1564 году. Но так и не успел ее закончить.
Безвременно ушедшие: последний крик души творца в холодном камне
Замысел автора менялся в процессе работы над скульптурой. Первоначально он задумал изваять “Положение во гроб” Иисуса Христа, но забросил дело на несколько лет. Когда скульптор вернулся к заброшенной глыбе мрамора, оказалось, что ему ближе тема оплакивания Божьего сына. И возникла “Пьета”.
Внимательный зритель различит эти изменения: голову Христа скульптор создал из правого плеча Марии, а руку — из правой части ее фигуры. Головы были несколько приподняты. Планировалась вторая фигура, поддерживающая Христа, но автор отказался от нее.
Композиция очень проста: Богоматерь поддерживает тело своего сына, склонившись над ним и будто слегка опираясь на него. Поза Иисуса расслаблена, видно, что перед нами лишь телесная оболочка, лишенная духа. Лицо Девы Марии полно невыразимой скорби; она горюет, не в силах расстаться со своим ребенком.
Обе фигуры вытянуты и своими удлиненными пропорциями напоминают изваяния в готическом стиле. Фигура Христа наполовину закончена, и по форме ног можно судить, каким гениальным шедевром стала бы скульптура, будь она полностью завершена.
При создании своего последнего шедевра скульптор отошел от идей Ренессанса, возвращаясь к упрощенным формам Средневековья. Он находился в поисках новых средств изображения человека, без ренессансной яркости и живости.
Трагизм девы Марии вызывает сопереживание в сердцах зрителей. Приподнятые плечи, наклон головы создают ощущение, что она хочет одновременно защитить сына в своих объятиях и найти в нем опору. Микеланджело удалось донести до зрителя ее безграничную тоску и одиночество, вызванные уходом ребенка.
Вероятно, сам скульптор испытывал подобные чувства, торопясь закончить работу над статуей. Он предчувствовал свою смерть, и излил в холодный камень обреченность и смирение.