Описание картины Пабло Пикассо «Старый гитарист»
Пабло Пикассо, 1903 год, картина «Старый гитарист», Фото: artchive.ru
Название | Старый гитарист |
Страна, художник | Испания, Франция, Пабло Пикассо |
Год | 1903 |
Жанр | Портрет |
Находится | Чикагский институт искусств |
Материалы | холст, масло |
В 1898 году молодой Пабло Пикассо покинул Королевскую художественную академию и приехал в Барселону. Именно там он получил свободу творчества и самовыражения, узнал о новом направлении в живописи (импрессионизме), встретил единомышленников. Самым близким стал художник Карлос Касагемас – он страдал от неразделенной любви, а Пикассо всячески поддерживал товарища. Но закончилась история очень трагично: Касагемас попытался застрелить девушку, которую любил, а потом застрелился сам.
Это стало серьезным потрясением для лучшего друга. Он мучился от удушающего чувства вины, считал, что мог предвидеть все это и предотвратить самоубийство.
Все переживания художника отражаются в его творчестве. Смерть друга открывает так называемый «голубой период» – картины, наполненные грустью, мрачными сюжетами, в которых доминируют образы смерти, человеческих страданий, нищеты и безысходности. Цветовая гамма произведений содержит преимущественно голубые и синие оттенки.
Один из ярких репрезентантов этого периода – картина «Старый гитарист».
На холсте изображен худой, даже истощенный, пожилой мужчина с гитарой в руках. Художник запечатлел музыканта в тот момент, когда он умер, не доиграв до конца свою мелодию. Руки все еще держат гитару, но голова уже безвольно склонилась к плечу, и тело образует неестественную неживую позу. Его мертвенно-синяя кожа сливается с фоном, усиливая тоскливую атмосферу произведения.
Тонкие изящные пальцы старика нежно обхватывают гитару, словно это самое ценное, что у него осталось. Не случайно именно гитара кажется единственным живым существом на холсте: она светится теплым коричневатым светом, умиротворяет плавностью линий и звенит последним пронзительным аккордом. Словно художник так иллюстрирует тезис о бренности всего сущего и вечной силе искусства.
Интересной особенностью является то, что сквозь лицо гитариста проступают другие, женские черты. Но это не художественный прием – Пикассо был настолько беден, что не мог позволить себе для каждой картины покупать новое полотно. Он писал одно произведение поверх другого, пытаясь вместе с краской выплеснуть на холст тоску и боль, копившиеся внутри.