Описание картины “Обручение Девы Марии” Рафаэля
Рафаэль, “Обручение Девы Марии”, 1504 год, Фото: upload.wikimedia.org
Название | Обручение Девы Марии |
Страна, художник | Италия, Рафаэль Санти |
Год | 1504 |
Жанр | религиозная живопись, Высокое возрождение |
Находится | Брера, Милан |
Материалы | дерево, масло |
Картину “Обручение Девы Марии” написал итальянский художник Рафаэль в 1504 году.
Ученик превзошел своего учителя
Прямой иллюстрацией к этой поговорке может послужить путь становления итальянского живописца Рафаэля и его учителя Перуджино.
Эта картина была написана Рафаэлем сразу после того, как его учитель завершил алтарный образ. Но вместо ожидаемого сходства и подражания, в этой работе можно найти кардинально новые черты, открывшиеся в юном художнике.
Поразительная ясность мысли, живое воображение и сила оптических представлений. Именно эта работа стала первым его шагом ко всемирному признанию и славе, благодаря ей Рафаэль открыл в себе тяготение к классическому стилю. Это – начало своеобразному соревнованию между Перуджино и его учеником.
Основное действие картины разворачивается перед храмом. Священник соединяет руки Марии и Иосифа, а те покорно склоняют голову в ожидании момента, когда их союз будет скреплен самим Богом. Лица их светятся духовной непорочностью и лишены грубых черт. Их позы естественны, на всем полотне не отыскать статики. Все пребывает в каком-то легком, неприметном движении.
Слева – подружки Марии, а справа – ее отвергнутый жених наклонился, чтобы сломать жезл о колено. У Иосифа в руках тот же жезл: он стал знаком для Марии, когда расцвел в руках мужчины.
Эта картина также славится неоднозначностью. С одной стороны, образы и тематика уместны для того времени и Италии, жители которой были очень горды своей святыней — обручальным кольцом Богородицы. Но, в то же время, Рафаэль помещает Марию и Иосифа не в храм, как было принято, а в самый центр площади.
Храм виднеется позади них — символ святости и непорочности, который можно воспринять и как врата между земным миром и Раем. Именно смелость художника и принесла ему такой успех.
Еще одна неотъемлемая черта творчества Рафаэля — симметричность. Действие разворачивается в самом центре, и даже по обе стороны от новобрачных художник поместил строго одинаковое количество людей.
Палитра довольно скудная, но Рафаэль играет с оттенками, заставляет их переливаться и создавая мягкие переходы. Из нескольких основных цветов он создает разнообразие красок, видя которое, зритель не может не затаить дыхание.
Созерцая творение Рафаэля, сложно поставить под сомнение его несомненный талант и упорство. Он может послужить примером человека, что неустанно стремился достичь вершины и развивался на протяжении всего творческого пути. И, несомненно, живописцу удалось превзойти своего учителя.