Описание картины Николы Пуссена «Пейзаж с Полифемом»
Никола Пуссен, 1649 год, картина «Пейзаж с Полифемом», Фото: artchive.ru
Название | Пейзаж с Полифемом |
Страна, художник | Франция, Никола Пуссен |
Год | 1649 |
Жанр | Мифологическая живопись |
Находится | Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Материалы | Холст, масло |
Никола Пуссен – французский художник-классицист. Чаще всего в своих произведениях он обращался к античным мифологическим сюжетам. Например, знаменитое произведение «Пейзаж с Полифемом» стало иллюстрацией к сюжету, описанному в «Метаморфозах» Овидия. В стихах представлена песня влюбленного циклопа Полифема, обращенная к нимфе из морского царства, прекрасной Галатее.
На холсте художник изображает удивительной красоты пейзаж. Он символизирует единение природы и человека, а также ее бесконечную мощь и непревзойденное величие.
На заднем плане картины возвышаются две скалы. Почти сливаясь с одной из них, сидит циклоп Полифем. Он повернут спиной к зрителям, потому что взгляд его обращен на море – безбрежная водная синева видна в просвете в правой части полотна. Именно там живет его возлюбленная – нимфа Галатея. Фигура исполина словно является продолжением камня, как будто он готов сидеть на вершине целую вечность, в ожидании Галатеи.
Ужасный и страшный великан тосковал по своей любимой. Поэтому, долгими часами глядя в морскую пучину, наигрывал на свирели песни о своей неразделенной любви. Эта музыка была наполнена пронзительной печалью, она надрывала сердце своей красотой и безысходностью. Казалось, даже мир вокруг замирал, чтобы насладиться этими неземными звуками. В долине вокруг Полифема собирались нимфы, которые приходили, чтобы послушать его серенады. Постепенно из страшного чудовища циклоп превратился в лучшего друга нифм.
Вся картина наполнена спокойствием и гармонией. Прекрасные девушки расположились на камнях, наслаждаясь звуками свирели. На среднем плане изображены землепашцы с быками, которые возделывают землю. Они символизируют изобилие и плодородие.
У картины обнаружено несколько старинных копий. Одна из них прежде считалась эскизом и хранилась в музее Прадо, теперь она утеряна. Другая была продана на аукционе в 2016 году, но эксперты не смогли установить авторство, поэтому произведение продали как работу неизвестного художника.