Описание картины Николы Пуссена «Царство Флоры»
Никола Пуссен, 1630-1631 годы, картина «Царство Флоры», Фото: muzei-mira.com
Название | Царство Флоры |
Страна, художник | Франция, Никола Пуссен |
Год | 1630-1631 |
Жанр | Мифологическая живопись |
Находится | Дрезденская картинная галерея (Галерея Старых мастеров), Дрезден |
Материалы | Холст, масло |
Никола Пуссен – французский художник-классицист. Чаще всего в своих произведениях он обращался к античным мифологическим сюжетам. Так, рассказ о Флоре, богине цветов, был представлен в «Метаморфозах» Овидия. Все герои мифа подробно изображены в пуссеновском «Царстве Флоры».
В центральной части холста расположена сама прекрасная Богиня Весны. На ней струящееся темно-зеленое платье и греческие сандалии. Золотисто-рыжие волосы развеваются на ветру, а правой рукой девушка посыпает окружающих богов цветами.
В самой левой части картины изображен печально известный Аякс – он сошел с ума из-за Афродиты, изрубил целое стадо быков. А когда пришел с себя, не смог вынести позора и покончил с собой, вонзив меч себе в бок.
Рядом с ним Нарцисс, любующийся своим отражением в амфоре с водой, и нимфа Эхо, поддерживающая самовлюбленного бога. За этой парой сидит Клития – она совершила прелюбодеяния, за что была наказана суровым отцом. Девушке пришлось сидеть неподвижно, наблюдая за движением небесного светила, поэтому она вскоре вросла в землю и превратилась в цветок гелиотроп.
Не менее интересна легенда Гиацинта – обнаженного златовласого юноши, который печально рассматривает цветы в своей руке. Лучший друг Аполлон вонзил в Гиацинта железный диск, и юноша сразу скончался. Увидев кровь, Аполлон быстро раскаялся, но было поздно. Поэтому бог превратил капли крови в чудесные цветы гиацинты.
Такая же участь постигла Адониса – на картине он стоит рядом с собаками и держит в руках копье, спокойно рассматривая свою смертельную рану. Когда он умер, его возлюбленная Афродита пожелала, чтобы из его крови выросли анемоны.
На первом плане правой части холста изображены в любовном объятии Смилака и Крокус. Завершает композицию хоровод амуров и Аполлон, несущейся в колеснице по облакам.
Произведение носит скорее созерцательный, чем нарративный характер, благодаря чему печальные истории всех героев мифа отступают на второй план. А зрители любуются изящной пластикой тел и удивительным золотистым светом, струящимся с полотна.