Описание картины Николы Пуссена “Автопортрет”
Н.Пуссен, “Автопортрет”, 1649 год, Фото: opisanie-kartin.com
Название | Автопортрет |
Страна, художник | Франция, Никола Пуссен (Никколо Пуссино) |
Год | 1649 и1650 |
Жанр | портрет, классицизм |
Находится | частное собрание, Лувр, Париж |
Материалы | холст, масло |
Картину “Автопортрет” написал французский художник Никола Пуссен в 1649 году.
Два автопортрета с разницей в год – и такой разный Пуссен
Автора считают теоретиком классицизма, он был к тому же знатоком античного, греко-римского искусства. Годом позже (в 1650) Пуссен написал еще один автопортрет. В отличие от того же Рубенса, который, следуя духу барокко, оставил множество собственных изображений, у Николы их всего два, и оба он начинал не по собственной задумке. Но на обоих – заметная печать классицистического стиля.
Н.Пуссен, “Автопортрет”, 1650 год, Фото: artchive.ru
Первый автопортрет художнику заказал банкир Пуантель, идею для второго, даже просьбу высказал друг автора, коллега и по совместительству дипломат – Шантел.
Оба автопортрета изображают размышляющего художника. Но не суете дней, – о живописи. Наблюдателю даже не дано понять, бедно или богато одеяние Пуссена – на нем скрывающий все черный плащ из блестящего атласа.
На картине 1649 года в руках живописца – книга с названием на латинском языке “О свете и цвете”. На автопортрете 1650 года – папка с набросками.
Как и свойственно Пуссену, даже в собственных портретах он не забывает о деталях, символизирующих любовь к древнеримскому и древнегреческому искусству. На первом холсте это – лавровый венок из камня, на втором – кусок античного архитектурного украшения (фриз) с узором. И, конечно, надписи на латинском языке, гласящие зрителю, что это портрет Николы Пуссена, художника, члена Римской Академии художеств.
Второй автопортрет, написанный по просьбе друга автора, выдержан в достаточно холодной палитре и более темной, нежели первый вариант. Взгляд его много более проницательный и серьезный, вкупе с позой он говорит о человеке, ощущающем собственную власть и значимость. Женщина с “третьим глазом” на картине за спиной художника – аллегорическая деталь. Она олицетворяет персонификацию Живописи.
Первое полотно хранится в Берлинской картинной галерее, второе – в частном собрании Лувра, Париж.