Описание картины Никола Пуссена «Аркадские пастухи»
Никола Пуссен, 1650 год, картина “Аркадские пастухи”, фото: arts-dnevnik.ru
Название | «Аркадские пастухи» |
Страна, художник | Франция, Никола Пуссен |
Год | 1650 |
Жанр | историческая живопись |
Находится | Лувр, Франция |
Материалы | холст, масло |
Картина «Аркадские пастухи» считается самой загадочной из работ Никола Пуссена. Тривиальный на первый взгляд сюжет раскрывается, когда мы узнаем предысторию изображенных событий.
Художник писал этот полотно дважды, причем с разницей в 20 лет. И именно более поздняя версия картины принесла ему известность.
В центре холста мы видим фигуры трех пастухов. Они склонились у надгробия, пытаясь прочитать надпись на нем. Рядом стоит девушка, чья цель нахождения на картине не совсем ясна. Приглядевшись, мы понимаем, что на плите написана фраза: «Et in Arcadia Ego», что в переводе с латыни означает: «И я был в Аркадии».
Аркадия – реальное место в Центральной Греции, где, судя по всему, и был написан холст. Греческие хитоны, сандалии и венки на персонажах также свидетельствуют об их местонахождении. В античные времена жители Аркадии в основном занимались скотоводством и жили в полной гармонии с природой, отсюда и взялся образ Аркадии, как какого-то идеального места. Природа, которую рисует нам художник, будто не тронута человеком. Скалистая местность с многолетними деревьями.
В чем же смысл надписи на надгробной плите? Умерший, посредством эпитафии как бы обращается к живым, говоря, что жизнь скоротечна, все мы бренны на этой земле, и даже здесь, в Аркадии люди умирают.
Считается, что девушка на картине является здесь аллегорией мудрости, что весьма характерно для классицизма. В первом варианте картины она выглядела иначе. Юная с босыми ногами и оголенной грудью. 20 лет спустя художник изобразил ее уже статной дамой, слишком белокожей, чтобы быть пастушкой. Ее поза говорит о том, что она старше и опытнее. Положив руку на плечо одного из пастухов, она будто поддерживает его, говоря, что это неизбежно.
Все на холсте подчинено строгим канонам классицизма. Традиционное сочетание красного, синего и желтого, идеальный пейзаж и стройные фигуры пастухов, выстроенные практически в ряд, чтобы зритель мог рассмотреть каждого.
Интересно, что ни у одного античного автора вы не найдете писания об Аркадии.
Где же почерпнул этот сюжет Никола Пуссен мы уже вряд ли узнаем, но можем насладиться его творением в Лувре, г. Париж.