Описание картины Микеле-да Паннонио «Муза Талия»
Муза Талия, Микеле-да Паннонио, 1450-1460гг, Музей изобразительных искусств, Фото: art.goldsoch.info
Название | Муза Талия |
Страна, художник | Италия, Микеле Онгаро Паннонио |
Год | 1450-1460 |
Жанр | жанровая живопись |
Где хранится | Музей изобразительных искусств, Будапешт |
Материалы | тополь, темпера и масло |
Гармоничное сочетание Ренессанса и Готики в одном, поистине великолепном по композиции полотне, смог совместить итальянский мастер кисти Микеле Онгаро.
Архитектурно верное изображение кресла музы, все штрихи и общая перспектива, эти черты присущи периоду Возрождения. Однако, в написании складок одежд Талии отчетливо просматривается готический стиль.
Полотно, для личной коллекции Паннонио заказал большой ценитель прекрасного тех времен, герцог Борсо д’Эсте. Одно из званий герцога д’Эсте живописец изобразил среди прочих у подножья трона, на котором сидит Талия.
Так как не было достоверных сведений о картине, долгое время критики и искусствоведы полагали, что Паннонио изобразил на троне Цецеру, древнюю богиню плодородия и урожаев.
Однако, такое мнение недавно было отвергнуто британским историком искусствоведом Майклом Баксендоллом. Он предположил, что эта картина относится к серии картин с музами, которые ранее украшали художественный салон Бельфиор, одного из красивейших замков герцога д’Эсте.
С образом богини Цецеры Талию роднит большое количество спелых плодов на картине. Ее венок сплетен из золотых пшеничных колосьев. Яблоки, персики и украшают изголовье монументального трона музы. Их держат в руках и на ветках пухлые младенцы ангелочки. А у Талии в правой руке – виноградная лоза с большой спелой гроздью спелого белого винограда.
В левой руке муза держит, еще нераскрытый цветок белой лилии, а вы высоких, золотых инкрустированных камнями вазах у поручней трона стоят две высокие ветки белоснежной пышноцветной лилии.
Парчовая, с золотыми узорами, длинная накидка, по бокам ниспадает с трона, из-за спины Талии и стелется по полу. Нежно-розовое длинное платье с золотистой отделкой на вороте и рукавах, надето поверх длинной, до пят, белой рубахи с длинным рукавом. На правом колене складки платья приподняты, обнажая подол белой рубахи и частично закрытую обувь музы.
Большой красивой брошью сколота накидка на плечах музы, чуть выше левого запястья – браслет с большим драгоценным камнем. Задним планом музы служит небо. В поле зрения в небе три перистых больших облака.
Муза гречанка, дочь Зевса, мифологическая покровительница комедии и легкой поэзии. Талия часто изображалась авторами держащей в руках театральные маски, однако, в трактовке Паннонио она как бы одновременно вдохновляет и пожинает дары успеха.