Описание картины Микеланджело Караваджо «Ужин в Эммаусе»
Микеланджело Караваджо, 1601 год, картина «Ужин в Эммаусе», Фото: muzei-mira.com
Название | Ужин в Эммаусе |
Страна, художник | Италия, Микеланджело Караваджо |
Год | 1601 |
Жанр | Религиозная живопись |
Находится | Национальная галерея, Лондон |
Материалы | холст, масло |
В своем произведении Микеланджело Караваджо обращается к излюбленной художниками сцене из Евангелия от Луки.
Согласно библейской истории, на третий день после распятия Христос явился к своим ученикам. Двое из них, погруженные в свое горе, шли из Иерусалима в местечко Эммаус. По дороге им встретился странник, который спросил почему они так печальны (то был Иисус в другом облике). Ученики не узнали своего учителя и удивились его неведению: ведь известие о распятии облетело все окружающие деревни, но рассказали незнакомцу о том, что случилось. После этого они пригласили странника разделить с ними ужин. Во время трапезы Христос разломил хлеб, как во время таинства евхаристии, и благословил своих последователей. Тогда-то ученики узнали своего Учителя, но в тот же миг он исчез, став невидимым для них.
Караваджо изображает последователей учения Христа пожилыми мужчинами в бедной поношенной и заплатанной одежде. У одного из них на груди прикреплена ракушка – этот символ используют паломники, путешествующие к святым местам. Мужчина, сидящий слева, схватился за подлокотники своего кресла и в изумлении пытается подняться – он готов мгновенно отвечать на речи учителя. Другой раскинул руки в стороны, подобно распятому Иисусу – это поза символизирует схожесть каждого верующего с Христом.
На картине представлен еще один персонаж – хозяин трактира. Он не упомянут в тексте, но его изображение добавляет произведению реалистичности, поскольку он единственный из присутствующих не понимает истинного смысла происходящего.
За изображение самого Христа художника часто критиковали, поскольку оно было далеко от иконографии: он представлен без бороды, с округлым женоподобным лицом. Возможно, так художник пытался передать тот «иной образ», в котором ученики не узнали своего предводителя.
На столе перед героями изображен натюрморт, все элементы которого имеют аллегорическое значение. Так, жареная курица является аллегорией смерти, как и черный виноград. Гроздь белого винограда символизирует воскрешение Христа, а гранат – его искупительные страдания. Яблоки – достаточно неоднозначный символ, который трактуется как указание на первородный грех или как Божественный дар. Тень от корзины на столе образует очертания рыбы – это один из символов Христианства.
Богатый символический язык и новаторские приемы делают картину Караваджо шедевром, выделяют ее среди прочих изображений этого библейского сюжета.