Описание картины Микеланджело Караваджо «Корзина с фруктами»
Микеланджело Караваджо, 1596 год, картина «Корзина с фруктами», Фото: artchive.ru
Название | Корзина с фруктами |
Страна, художник | Италия, Микеланджело Караваджо |
Год | 1596 |
Жанр | Натюрморт |
Находится | Пинакотека Амброзиана, Милан |
Материалы | холст, масло |
В шестнадцатом веке натюрморт считался простым незамысловатым жанром живописи, недостойным кисти настоящих художников. Микеланджело Караваджо, сам того не подозревая, вернул этому жанру художественную ценность. Он, будучи совсем молодым живописцем, написал корзину, полную фруктов, во всей ее непритязательной реалистичности, а позднее стал включать изображение спелых плодов в другие свои работы, привнося в них символическое значение.
«Корзина с фруктами» прекрасна в своей простоте и лаконичности, в ней нет ничего лишнего и отвлекающего. В плетеной корзине из виноградной лозы изображены осенние плоды: несколько гроздей винограда, яблоко, груши, инжир. Светлая стена с желтоватым оттенком и тонкая полоска стола орехового цвета служат идеальным обрамлением к композиции. Центральное положение корзинки, особенности освещения и даже тени, которые отбрасывают на стену увядающие листья, напоминают зрителю сценическую постановку.
Изображение решено с невероятной реалистичностью: на яблоке появились темные пятна, некоторые плоды тронуты гнилью, а виноград покрылся беловатым налетом. Даже листья, оттеняющие фруктовую композицию, начали засыхать и сворачиваться.
В каждой линии видно художественное мастерство Караваджо – так тщательно выписаны все детали, от изящно сплетенных прутьев корзины до прожилок на яблочной кожуре.
При этом, художнику удается создать практически трехмерное изображение. Для этого он использует баланс света и тени: яркий луч из левого верхнего угла плавно переходит в тень в правой нижней части. Позже этот прием станет частью уникального узнаваемого стиля Караваджо. Все элементы настолько объемны, что зрителю кажется, будто он может протянуть руку и взять любой из фруктов. Эта натуральность удается мастеру легко, без фальши и напряжения. Художник пишет не просто натюрморт, он изображает красоту увядания, бесконечный танец жизни и смерти.