Описание картины “Мадонна в кресле” Рафаэля
Рафаэль, “Мадонна в кресле”, 1513-1514 гг., фото: ru.wikipedia.org
Название | Мадонна в кресле |
Страна, художник | Италия, Рафаэль Санти |
Год | 1513-1514 |
Жанр | религиозная живопись, Ренессанс |
Находится | Палаццо Питти, Флоренция |
Материалы | холст, масло |
Картину “Мадонна в кресле” написал итальянский художник Рафаэль Санти в 1513-1514 годах.
Любимая Мадонна Рафаэля
В начале 16 века еще достаточного юного, но уже весьма известного, Рафаэля пригласили работать в Рим. На тот момент ему было всего 25 лет.
Художник должен был расписать фресками четыре комнаты в Папском дворце в Ватикане. Именно тогда была написана одна из любимых Мадонн мастера – «Мадонна в кресле».
Образ Девы Марии с маленьким Христом и юным Иоанном Крестителем помещена в тондо (круговое обрамление картины, от итальянского “tond” – круг), выполнена маслом. Палитра – светлая и теплая, коричнево-зеленая гамма, с добавлением ярких оттенков красного и синего.
На картине отсутствует свойственная тому времени строгая геометричность и линейность. Считается, что эта работа написана художником под влиянием Себастьяна дель Пьомбо и Тициана.
Практически всех своих Мадонн Рафаэль писал с любимой жены Франорины. Настоящее имя ее – Маргарита Лути, прозвище «Франориана» она получила из-за своего отца, который работал пекарем; на итальянском fornarino значит “булочник”.
Рафаэль не любил приглашать посторонних людей позировать для его работ, считал, что нарушается душевная связь. «Мадонна в кресле» не стала исключением.
В своей работе Рафаэль не идеализирует образ Мадонны, как это было принято, он ее изображает в первую очередь любящей матерью. Взгляд женщины, мягкий, спокойный, она с особой нежностью держит свое дитя на руках. Грудь Мадонны прикрывает зеленый платок, весьма распространенная накидка того времени у простых крестьянок.
Именно крестьянская одежда добавляет земного, теплого в это произведение, делая акцент на то, что Дева Мария – мать. Но яркие одеяния не дают забыть: она – не простолюдинка, а Богоматерь.
Рядом с Девой Марией и младенцем Христом изображен юный Иоанн Креститель, который с благоговением смотрит на них. Все фигуры на полотне располагаются близко друг к другу, создается иллюзия, что один герой плавно перетекает в другого. От картины веет безмятежностью и теплотой.
Работа мастера была высоко оценена обществом и критиками. Многие художники восхищались работой Рафаэля. Например Энгр разместил ее на нескольких своих произведениях. Миниатюру «Мадонны в кресле» всегда носили при себе Лев Толстой и Федор Достоевский.
Картина «Мадонна в кресле» экспонируется по сей день в Палатинской Галерее Флоренции.